Дело № 2-563/11 РЕШЕНИЕ 21 июня 2011 г. г. Белебей. Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Артемьева В.Е., с участием представителя Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белебеевскому району и г. Белебею - Игнатьевой Е.П., представителя истца - Галяутдиновой Э.Б. ордер № № при секретаре Масалимовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сбитневой Л.В. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белебеевскому району и г.Белебею о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и обязании ответчика присвоить звание «Ветеран труда», УСТАНОВИЛ: Сбитнева Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая его тем, что она за период работы в Миякинском районном потребительском обществе была награждена ДД.ММ.ГГГГ ведомственным знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается соответствующим удостоверением №, выданным Центросоюзом Российской Федерации, а также награждена орденом «За вклад в развитие потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Центросоюзом Российской Федерации. В апреле 2010 года Отдел труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Миякинскому району в присвоении звания «Ветеран труда» отказали, в связи с тем, что якобы указанные удостоверения не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания « Ветеран труда». Данные действия ответчика считает не соответствующими ФЗ « О ветеранах». Согласно ст. 7 ФЗ «О ВЕТЕРАНАХ, ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. С 31 декабря 2004 звание «Ветеран труда» в Республике Башкортостан стал присваиваться в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 года № 272. В соответствии с п. «а» указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. То есть, нормативный акт Республики Башкортостан не изменил основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 1270 от 25.09.1999 г. В период действия Указа Президента РФ № 1270, работникам, имеющим знаки отличия «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и орден « За вклад в развитие потребительской, присваивалось звание «Ветеран труда», то есть данные награды признавались ведомственными знаками отличия в труде. Однако после вступления в силу нормативного акта Республики Башкортостан о порядке присвоения звания «Ветеран труда», в таком праве работникам потребительской кооперации было отказано, хотя местный нормативный акт не изменил оснований и порядка присвоения указанного звания, установленного ранее Указом Президента РФ. Центросоюз действительно не является органом государственной власти, но по своему статусу находится на уровне любого отраслевого министерства и ведомства федерального уровня. А в действующих нормативных актам указанных выше конкретно указывается, что наряду с государственными наградами при присвоении звания учитываются и ведомственные отличия в труде. В нормативных актах Российской Федерации нет определения «ведомственный знак отличия», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», как и нет определения понятия «ведомство». В письме Минтруда РФ от 07 октября 1998 года № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», представлен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», где указано, что наряду с орденами, медалями и почетными званиями СССР и Российской Федерации, учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе ««За добросовестный труд в потребительской кооперации России», и «За вклад в развитие потребительской кооперации России». Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное толкование нормы Федерального закона от 12 января 1995 года, принятое фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным статьям Конституции РФ, а поэтому его нельзя признать правомерным. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положением статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2 и 57 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации для регулирования правовых отношений установлено единое законодательство, согласно которому федеральное законодательство имеет большую юридическую силу, и законодательство субъектов Российской Федерации не может ухудшать права граждан по сравнению с федеральным законодательством. В судебном заседании истица Сбитнева Л.В. исковые требования поддержала, ее представитель Галляутдинова Э.Б. считает ее требования обоснованными. Представитель Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белебеевскому району и г. Белебею - Игнатьева Е.П. иск не признала, считала отказ их учреждения законным и обоснованным, при этом пояснила, что данные награды не могут учитываться при присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Центральный союз потребительских обществ России не является федеральным органом государственной власти. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ» Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Законом РФ «О потребительской кооперации в РФ» (ст.7) подчеркивается независимость органов потребительской кооперации и их союзов от органов государственной власти. Согласно ст.31 Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ» Центросоюз России, являясь некоммерческим юридическим лицом в форме союза, призван обеспечивать защиту прав потребительских обществ и их членов, оказывать потребительским обществам и их союзам различного рода услуги. Несмотря на наличие определенных властных полномочий по отношению к потребительским обществам, предусмотренных ч.4 ст.31 Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ», Центросоюз России не может быть признан органом государственной власти РФ, поскольку его властные полномочия имеют крайне узкий круг и ограничены по существу выбором самих потребительских обществ, которые как могут являться членами союза и в этом случае добровольно передавать союзу часть своих полномочий, так могут и не вступать в союз и осуществлять свою деятельность самостоятельно. Центросоюз не обладает правами законодательной или судебной власти, не является также органом государственной исполнительной власти, поскольку он создан для указанных в ст. 1Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ, а не с целью проведения в жизнь исполнения законов в процессе управления экономической, социально - культурной и административно- политической сферами жизни общества. Исходя из изложенного, просила в удовлетворении иска отказать. Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в ред. от 18.07.2009 г.) порядок и условияприсвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РБ «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил в РБ», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и (или) медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с ч. 3 ст. 7 данного Закона, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Республики Башкортостан. Согласно Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 г. № 272, документами подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями министерств и ведомств СССР, РСФСР, органами государственной власти РФ. Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Сбитнева Л.В. была награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» и ей было выдано удостоверение №, а также награждена орденом «За вклад в развитие потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением № № от ДД.ММ.ГГГГ, награждения произведены от имени Центросоюза Российской Федерации. Учитывая, что Центросоюз РФ не является министерством и ведомством СССР, РСФСР, органом государственной власти РФ, суд приходит к выводу, что удостоверение к знаку «За доблестный труд в потребительской кооперации России « и к ордену «За вклад в развитие потребительской кооперации России» выданные Сбитневой Л.В. не могут быть признаны ведомственными знаком отличия в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 г. № 272. Не может быть признана обоснованной и ссылка на письмо Минтруда РФ от 07.10.1998 г. № 5635 -КС, поскольку оно не прошло государственную регистрацию, не опубликовано в установленном порядке (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 г. № 1-ГО9-8) и является обзором практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветерана труда», принятым в соответствии с пожеланиями органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств РФ, а также предприятий и организация, до изменения законодательства, предусматривающего ( с 2004 г.) определение порядка и условий присвоения звания субъектом РФ. Данное письмо отозвано Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 г., 3854-ЮВ. Несостоятельны доводы заявителя и о том, что нормативный акт Республики Башкортостан ухудшает положение истицы, поскольку Положение о порядке и условиях присвоение звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2004 г. не изменил оснований и порядок присвоения звания «Ветеран труда» и не сузил круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда. Необоснованна ссылка истца и ее представителя на Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 г. № 479 - О-П «По жалобе граждан В.В. Маштакова и З.Н. Маштаковой на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона « О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О «ветеранах» и Закона Калининградской области» О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области, поскольку позиция Конституционного суда РФ, изложенная в указанном определении, непосредственного отношения к существу данного спора не имеет. Необоснованны доводы истицы и ее представителя о том, при присвоении звания «Ветеран труда» Сбитневой Л.В. следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент получения награждений от Центросоюза, поскольку на тот момент истица не имела необходимого трудового стажа (ФЗ « Ветеранах»), что является обязательным условием для присвоения звания «Ветеран труда». Исходя из изложенных обстоятельств, по мнению суда, в удовлетворении иска Сбитневой Л.В. по указанным в иске основаниям надлежит отказать. Дело разрешалось в пределах исковых требований и на основании доказательств, представленных сторонами. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении иска Сбитневой Л.В. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по Белебеевскому району и г.Белебею о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и обязании ответчика присвоить звание «Ветеран труда» - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Судья: