О признании права на досрочную пенсию.



                                        № 2- 1032/11                     

Решение                                              

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 г.                                                                                                г. Белебей

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Артемьева В.Е.,

с участием представителя ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ Куликовой Е.С.,

при секретаре Дементьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Семеновой Н.К. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ о признании права на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Семенова Н.К. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свое обращение тем, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее 30 - летнего стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы:

- курсы повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ По ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

в общей с ложности 5 месяцев 16 дней;

- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 1 месяц 25 дней.

Невключение указанного периода работы в льготный стаж для назначения пенсии считает неправомерным, поскольку для работников осуществляющих лечебную деятельность, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В указанные периоды за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились пенсионные отчисления. Кроме того, на момент нахождения в отпуске по уходу за ребенком, указанный период на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР подлежал включению в специальный стаж работы. На основании изложенного, просит решение Пенсионного фонда признать незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, с момента обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании, истица Семенова Н.К. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ Куликова Е.С. исковые требования не признала, пояснив, что Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2022 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона № 173 -ФЗ. В соответствии с пунктом 4 Правил в специальный стаж включаются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня - время, которое непосредственно связано с воздействием на организм вредных факторов. В период прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства и в период нахождения в ученическом отпуске воздействие вредных факторов исключается, поэтому данные периоды не были учтены в составе стажа лечебной деятельности. Указанные Правила также не предусматривают включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Данная норма полностью согласуется и с положениями действующего трудового законодательства. Кодекс законов о труде РСФСР (ст. 167) в редакции Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, также не предусматривал включение отпусков по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при назначении льготной пенсии. До внесения изменений в сентябре 1992 года статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала, что кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. В соответствии с данной нормой закона, и с учётом аргументации Верховного суда Российской Федерации (определения от 05 марта 2009 г., № 19-В09-2, от 14 января 2010 г. № 4-В09-51), органы Пенсионного фонда засчитывают в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам период нахождения женщин до 06 октября 1992 г. в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. С принятием Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1, которым были внесены соответствующие изменения в ст. 167 КЗоТ РСФСР, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, стало известно, что с 06.10.1992г. период ухода за ребенком не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Выслушав доводы и пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Семенова Н.К.:                            

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медсестры детского отделения роддома, детской поликлиники Центральной больницы муниципального района Белебеевский район в календарном исчислении.

Согласно ч. 1 п. 20 ст. 27, Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ решением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии не засчитывает Семеновой Н.К.:

- курсы повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ По ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

в общей с ложности 5 месяцев 16 дней;

- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 1 месяц 25 дней.

Отказ Пенсионного фонда в зачете в специальный стаж Семеновой Н.К. указанных периодов суд считает незаконным, исходя из следующего:

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В силу ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)) одним из обязательных условия, дающих право на занятие медицинской деятельностью, является наличие сертификата, выданного на основании повышения квалификации.

Из изложенного следует, что нахождение на курсах повышения квалификации для лечебной деятельности является обязательным условием. В спорный период за истцом сохранялось место работы, средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому курсы повышения квалификации с отрывом от производства подлежит включению Семеновой Н.К. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. "3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался у истицы до 6 октября 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 г. по 30.11.1992 г. (в общей сложности 1 мес. 25 дней) подлежит включению в специальный стаж работы истицы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом вышеизложенного доводы Пенсионного фонда являются необоснованными.

Принимая во внимание, что с учетом подлежащего зачету периодов 30 - летний стаж лечебной деятельности на момент обращения в Пенсионный фонд, а именно на 10.10. 2011 г. истцом выработан, Семеновой Н.К. досрочная трудовая пенсия по старости в связи с лечебной деятельностью должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ1 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Семеновой Н.К. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ о признании права на досрочную пенсию по старости, удовлетворить.

Решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ включить Семеновой Н.К. в трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- курсы повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ По ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

в общей с ложности 5 месяцев 16 дней;

- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 1 месяц 25 дней.

Признать за Семеновой Н.К. право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в десятидневный срок, со дня принятия решения в окончательной форме.

          Судья: