Об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



                          № 2-1041/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года         г. Белебей РБ

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,

при секретаре Асадуллиной А.И.,

с участием истца Алексеевой В.К.,

представителя ответчика Куликовой Е.С., действующей на основании доверенности №1 от 12 января 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой В.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Алексеева В.К. обратилась в суд, с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свое обращение тем, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и учетом списка должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также «Правилами исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием у нее 25-летней педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждений для детей. Своим решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал Алексеевой В.К. в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

В судебном заседании Алексеева В.К. исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ; просила обязать Управление Пенсионного Фонда включить в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 10 месяцев 18 дней), а также период нахождения в ученическом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 7 месяцев 13 дней) и просила назначить пенсию с момента подачи документов в ГУ УПФ.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ Управления пенсионного фонда в Белебеевском районе и г. Белебей РБ - Куликова Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, считая решения соответствующим Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по основаниям, указанными в возражении (отзыве) на исковое заявление (л.д. 28).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заявителя по следующим основаниям.

Судом установлено, сторонами не оспаривалось, что истица Алексеева (Советникова) В.К. ДД.ММ.ГГГГ была принята <данные изъяты> в Старосеменкинскую среднюю школу. Последняя запись в трудовой книжке - от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истица работает по настоящее время <данные изъяты> МБОУ Чувашской гимназии (л.д. 9-16).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

         Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина. В данном случае право Алексеевой В.К. на получение пенсии по выслуге лет, которое ей было предоставлено в период работы, необоснованно ограничено при отсутствии причин, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 4 ГК Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что в данном случае на правоотношения, связанные с предоставлением истице дополнительного отпуска по уходу за ребенком, действие ст. 167 КЗоТ РСФСР распространяется в редакции до 06.10.1992 года (с учетом вышеуказанного Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677), то есть до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

В стаж не засчитан оспариваемой истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 10 месяцев 18 дней) нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 года), женщине по ее заявлению предоставлялись отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, которые засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 01.12.1989 года продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск также засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.1992 года № 3543-1, вступившего в законную силу с 06.10.1992 года, внесено изменение в ст. 167 КЗоТ РСФСР, исключившее возможность зачета в льготный стаж период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Согласно решению Пенсионного фонда №45 от 24.10.2011 года, в стаж педагогической деятельности не зачтен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 и от 29.10.2002г. №781.

При исчислении периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионный фонд разделил отпуск по уходу за ребенком на периоды до и после внесения изменений в трудовое законодательство, но законодателем не предусмотрено разделение на части предоставленного отпуска до внесения в него изменений.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию, в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

При этом, свидетельством о рождении IX-АР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сын Алексеевой В.К. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).

Таким образом, Алексеева В.К. приобрела пенсионное право до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», следовательно, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в педагогический стаж.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 в стаж включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Суд не может согласиться с решением ответчика в части не включения в специальный стаж период нахождения истца в учебных отпусках, так как согласно ст. 173 ТК Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

          В соответствии со ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, другими законами и иными нормативными актами, предоставляются в полном объеме.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Истец Алексеева В.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 7 месяцев 13 дней), что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) обучалась в имеющем государственную аккредитацию Бирском государственном педагогическом институте. В период обучения работодателем ежегодно предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается дипломом о высшем образовании (л.д.20),

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности исковых требований Алексеевой В.К., и поэтому они подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истец работала на должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, с учетом положений статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), ст. (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано, суд полагает возможным включение указанных периодов нахождения Алексеева В.К.в учебных отпусках в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, периоды нахождения: в учебных отпусках 7 месяцев 13 дней; в отпуске по уходу за ребенком 10 месяцев 18 дней - в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (7 месяцев 13 дней + 10 месяцев 18 дней = 1 год 6 мес. 1 день).

Таким образом, стаж педагогической деятельности Алексеевой В.К. в государственных и муниципальных учреждениях для детей на момент обращения в УПФ составил 25 лет 1 месяц 24 дня, с учетом спорного периода (из расчета: 23 года 7 месяцев 23 дня (стаж, установленный Пенсионным фондом) + 1 год 6 мес. 1 день (включенный судом) = 25 лет 1 месяц 24 дня), и она имеет право на назначение досрочной пенсии с момента обращения в УПФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Поскольку на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истец имел требуемый 25 летний стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, то пенсия Алексеевой В.К. должна быть назначена с момента обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алексеевой В.К. удовлетворить в полном объеме.

Признать     незаконным     отказ ГУ - Управление     Пенсионного     фонда     РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии.

Включить Алексеевой Вере Клавдиевнев стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды:

           - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 10 месяцев 18 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;

           - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 7 месяцев 13 дней) - период нахождения в учебных отпусках.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ назначить Алексеевой В.К. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в десятидневный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через Белебеевский городской суд РБ.

Судья подпись         А.Ф. Хусаинов

.

.в