о признании права на досрочную пенсию по старости



Дело № 2-56/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11.01.2012 года                                                                                                                          г. Белебей

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Антонова А.В.,

с участием представителя истца - адвоката Сафронова А.К., действовавшего на основании ордера серии от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ - Куликовой Е.С., действовавшей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Дементьевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаманова Р.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ о признании права на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Багаманов Р.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Считает указанное решение незаконным и необоснованным, так как в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период службы его Вооруженных Силах СССР, действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства», «Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», где предусмотрено, что учителям в стаж работы по специальности засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР. Считает, что согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , подлежат включению в педагогический стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 01 день) нахождение на курсах повышения квалификации и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 дня) нахождение в командировке. На основании изложенного, просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Багаманов Р.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца - адвокат Сафронов А.К., просил иск удовлетворить в полном объеме, мотивируя тем, что время нахождения истца в командировках и на курсах повышения квалификации - эта та же трудовая деятельность, что следует из Трудового кодекса РФ. Ссылка ответчика, что в командировках у истца была неполная педагогическая нагрузка, является необоснованной. Утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства», «Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» позволяют включать службу армии в специальный стаж.

Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ Куликова Е.С. исковые требования Багаманова Р.А. не признала и указала, что решение от ДД.ММ.ГГГГ её учреждением вынесено законно и обоснованно, так как при исчислении специального стажа, в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, который является исчерпывающим. Считает, что не имеется оснований включения в педагогический стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках, так как указанные периоды не связаны с педагогической деятельностью. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - прохождение военной службы в Вооруженных Силах СССР, также не подлежат включению, так как оспариваемые периоды могли быть включены при строго определенном условии, должно наличие стажа 16 лет 08 месяцев работа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований Багаманова Р.А. отказать.

Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав.

Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за период начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 01.01.2001 года у лица имеется стаж работы в должности, в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от её продолжительности) в период с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В соответствии с пунктом 3 Правил Постановления № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом, работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

При исчислении специального стажа, в соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, применяется Списокдолжностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, данный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Кроме того, при исчислении стажа педагогической деятельности, включается не вся педагогическая деятельность, а только та деятельность в должностях и учреждениях, которая поименована Списком.

Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не предусматривает включение в специальный стаж педагогической деятельности, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - время прохождения службы в Вооружённых силах СССР.

В Правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включении в стаж, дающий право на пенсию по рассматриваемому основанию, периодов службы в Вооружённых силах СССР.

Ранее действовавшие нормативные правовые акты, регулировавшие сферу пенсионных правоотношений педагогических работников - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, не упоминают о службе в Армии.

Положения постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, также не содержали каких-либо условий, при которых вышеуказанные спорные периоды подлежали бы включению в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Периоды службы в армии могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, на день отмены Постановления № 1397 - 01.10.1993 года приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет (пункты 1,2 и 4).

Лица, проходившие службу в Вооружённых силах до 1993 года и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. При этом, оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления от 01.10.1993 года.

Суд считает, что данная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, а именно в Определении от 20.11.2008 года № 869-0-0, Определении от 25.12.2008 года № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на включение в указанный стаж.

Судом установлено, что до призыва в Вооружённые силы, ни после по ДД.ММ.ГГГГ, трудовая деятельность Багаманова Р.А. не была связана с педагогической деятельность, в связи с чем, рассчитывать на включение в последующем в стаж по специальности, как педагогическому работнику для назначения пенсии, у истца оснований не имеется.

Кроме того, что касается исковых требований заявителя в части включения в специальный стаж педагогической деятельности периодов нахождения его на курсах повышения квалификации, в командировках, то согласно пункта 4 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня,если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.Периоды обучения на курсах повышения квалификации, нахождения в командировках, в указанном перечне отсутствуют.

Вышеуказанные периоды не связаны с педагогической деятельностью, засчитываются в общий и страховой стаж и не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

На момент обращения Багаманова Р.А. в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Белебеевскому району и г. Белебею за назначением досрочной трудовой пенсии по выслуге ответчиком было определено, что его стаж педагогической деятельности составлял 22 года 09 месяцев 26 дней, то есть менее 25 лет для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, установленный судом стаж и засчитанный ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Белебеевскому району и г. Белебей РБ стаж Багаманову Р.А., в общей сложности составивший 22 года 09 месяцев 26 дней, не достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Багаманова Р.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебее РБ о признании права на досрочную пенсию по старости, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: