№ 2-247/12 по иску Давлетшиной К.М. к ГУ УПФ о признании права на досрочную пенсию по старости



                          № 2-247/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2012 года         г. Белебей РБ

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,

адвоката Сафронова А.К.,

при секретаре Агаповой С.В.,

с участием истицы Давлетшиной К.М.,

представителя ответчика Куликовой Е.С., действующей на основании доверенности №19 от 10 января 2012 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлетшиной К.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ о признании права на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Давлетшина К.М. обратилась в суд, с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свое обращение тем, что решением ГУ Управления пенсионного Фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Считает, что с учетом не включенных УПФ периодов ее трудовой стаж составляет 30 лет 03 месяца 20 дней, при требуемом 30-летнем стаже.

В судебном заседании Давлетшина К.М. и ее представитель - адвокат Сафронов А.К. исковые требования поддержали, просили признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ; просили обязать Управление Пенсионного Фонда включить в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную пенсию по старости периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 1 день) в должности медсестры детского сада АО «Автонормаль» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 3 месяца 17 дней) в должности медсестры ЗАО «Автогазцентр»; и назначить пенсию с момента подачи документов в ГУ УПФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ Пояснили о том, что не включение в стаж лечебной деятельности истицы времени нахождения ее на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 21.05. 2007г. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в общей сложности 15 дней) является незаконным, поскольку при нахождении ее на курсах повышения квалификации с отрывом от производства ее трудовые обязанности сохранялись, на курсах повышения квалификации она находилась исключительно из-за своих трудовых отношений и работе по охране здоровья населения. Не включение в стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 1 день) в должности старшей медсестры детского сада АО «Автонормаль» и периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 3 месяца 17 дней) в должности медсестры ЗАО «Автогазцентр» в связи с тем, что указанные общества не предусмотрены Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, а так же и ранее применявшимися нормативными актами, согласно которых определялось право на пенсию по выслуге лет. В указанные периоды времени истица в течение полного трудового дня занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, с чем закон связывает назначение досрочной трудовой пенсии по старости, однако по вине работодателя была оформлена как работник непосредственно на предприятии, а не Центральной больнице, как оформлялись медсестры при аналогичной работе, т.е. в учреждении здравоохранения, с местом выполнения трудовых обязанностей на предприятии. Считает, что неправильное формальное оформление ее трудового договора со стороны работодателя не может лишать ее права на досрочную пенсию по старости.

В судебном заседании представитель ответчика - ГУ Управления пенсионного фонда в Белебеевском районе и г. Белебей РБ - Куликова Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, считая решение соответствующим Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по основаниям, указанными в возражении на исковое заявление (л.д. 41-43).

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истицы по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 11 п. 1 и п. 3 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года досрочная трудовая пенсия назначается лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности старшей медсестры детского сада ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медсестрой ЗАО «АвтоГАЗцентр»; а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности старшей медсестры дневного стационара поликлиники ; с ДД.ММ.ГГГГ истец переведена старшей медицинской сестрой дневного стационара поликлиники где работает по настоящее время (л.д. 7-10).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Однако ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, равно как и действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривалось право указанной категории работников на включение в специальный стаж периодов трудовой деятельности в учреждениях, не входящих в систему учреждений здравоохранения и не включенных в соответствующую Номенклатуру учреждений.

Периоды работы медицинских работников в должностях медсестры, старшей медсестры в яслях-саду, детском саду, подлежат лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения - до 01 октября 1993 года. Поскольку с 01 октября 1993 года введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 нормы которого исключали возможность включения указанного стажа.

По вышеуказанным доводам, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 1 день) в должности медсестры детского сада АО «Автонормаль» не подлежит включению в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную пенсию по старости.

ЗАО «Автогазцентр», в котором протекала деятельность истицы в спорный период, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, не предусмотрен, тогда как в стаж лечебной работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе организационной структуры ЗАО "Автогазцентр", данное общество не имеет таких структурных подразделений как клиника, поликлиника и поликлинические отделения.

Истицей представлена суду лишь копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «АвтоГАЗцентр» «О создании медкабинета», согласно которому в связи с производственной необходимостью на территории ЗАО «АвтоГАЗцентр» приказано оборудовать Медкабинет, принят врача и медсестру для осуществления: контроля за состоянием здоровья водителей ЗАО «АвтоГАЗцентр», проведение предрейсовых медосмотров перед началом рабочей смены; оказание первой медицинской помощи, физиотерапии работникам ЗАО «АвтоГАЗцентр» (л.д. 49).

Доказательств того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и позднее характер и специфика, условия осуществляемой истицей работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемым должностям были тождественны какой-либо работе, которая дает право на досрочную пенсию, суду не представлено, тождество наименования организации ЗАО "Автогазцентр" наименованию какого-либо учреждения в соответствующих перечнях, работа в котором дает право досрочную пенсию, в предусмотренном законодательством порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации не установлено.

Судом, были допрошены свидетели ФИО6, ФИО4, ФИО3 - коллеги истицы. Однако показания свидетелей не являются допустимыми доказательствами определения характера работы при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем судом во внимание не принимаются.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, также установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Данный вывод сделан в обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

Таким образом, периоды нахождения Давлетшиной К.М. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Приведенное дает суду основание для признания решения Пенсионного фонда района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Давлетшиной К.М. выше указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности и законности исковых требований Давлетшиной К.М. в части включения в ее стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную пенсию по старости период: нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), в связи с чем указанные заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом, в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж Давлетшиной К.М. лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную пенсию по старости периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 го<адрес> месяца 1 день) в должности медсестры детского сада АО «Автонормаль»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 3 месяца 17 дней) в должности медсестры ЗАО «Автогазцентр» суд отказывает.

На момент обращения Давлетшиной К.М. в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Белебеевскому району и г. Белебею за назначением досрочной трудовой пенсии по выслуге ответчиком было определено, что ее стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составлял 23 года 09 месяцев 17 дней.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, дающий право Давлетшиной К.М. на назначение досрочной трудовой пенсии по выслуге, подлежит включению следующий период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) нахождение на курсах повышения квалификации.

Таким образом, у Давлетшиной К.М. не достаточно стажа лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (стаж лечебной деятельности составляет 23 года 10 месяцев 2 дня), в связи с чем, пенсия назначению не подлежит.

Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований и на основании представленных сторонами доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Давлетшиной К.М. удовлетворить частично.

Отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ в части:

- не включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Давлетшиной К.М. периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ включить Давлетшиной К.М. включив в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

В удовлетворении остальной части исковых требований Давлетшиной К.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ о признании права на досрочную пенсию по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                             А.Ф. Хусаинов