О признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о зачете периодов работы, и назначении пенсии



2-353/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белебей          03 ноября 2011 года

Белебеевский районный суд в составе председательствующего судьи Еркеева Р.Н., при секретаре Трофимовой А.Н., рассмотрев     в открытом судебном заседании гражданское дело     по исковому заявлению Шафиковой Л.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевской районе и городе Белебей Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в назначении     досрочной трудовой пенсии по старости, о зачёте периодов и назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шафикова Л.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая свои требования следующим: решением ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей от ДД.ММ.ГГГГ     истице отказано       в назначении досрочной трудовой     пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При подсчёте      ответчиком стажа не включен период нахождения     в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать вышеуказанное решение незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевской районе и городе Белебей Республики Башкортостан включить ей в стаж педагогической деятельности      для назначения     трудовой пенсии          период нахождения в отпуске        по уходу за ребёнком до полутора лет        с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить        досрочную трудовую пенсию       по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица свои требования изменила: просила включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической     деятельности период нахождения в отпуске        по уходу за ребёнком до полутора лет        с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. От требований в части назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ - отказалась, согласившись с тем, что в настоящее время     в случае удовлетворения требований она       не имеет требуемого 25-летнего стажа педагогической       деятельности

Ответчик - представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ Куликова Е.С., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ, требования истицы не признала, при этом сведения о      периодах трудовой деятельности     03 месяца 06 дней, содержащиеся     в решении ГУ УПФ     РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ от ДД.ММ.ГГГГ     не оспаривает. По существу требований истицы о включении в трудовой стаж, дающий право на     назначение досрочной трудовой пенсии по старости      периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком       пояснила о том, что Правила исчисления         периодов работы, дающей право на досрочное назначение        трудовой пенсии     по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утверждённые Постановлением Правительства      РФ № 516 от 11.07.2002 года     не предусматривают       включение в специальный стаж      период     нахождения     в отпуске      по уходу за ребенком. Ранее действующая ст. 167 КЗоТ РСФСР         в ред. Закона РФ     от 25.09.1992 года № 3543-1 не предусматривала     включение     такового отпуска     в специальный стаж. По мнению представителя ответчика       ранее действующее законодательство         предусматривало, что кроме отпуска по беременности и родам      женщине     по её заявлению     предоставляется дополнительный отпуск       без сохранения     заработной платы до достижения ребёнком возраста     одного года. Указанный отпуск        засчитывался       в общий и непрерывный стаж      работы      по специальности. Органы пенсионного фонда засчитывают в специальный стаж, дающий право      на досрочное назначение        трудовой пенсии       по старости     педагогическим работникам     период нахождения     женщин        до 06.10.1992 года     в отпуске     по уходу за ребенком        до достижения им возраста трёх лет.

Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Шафиковой Л.П.     отказать.

Выслушав пояснения и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона        от 17.02.2001 года № 173-ФЗ     «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Как усматривается     из решения ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и     г. Белебей РБ      от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10)     в стаж педагогической деятельности     Шафиковой Л.П.          не включен период времени       с ДД.ММ.ГГГГ      по ДД.ММ.ГГГГ в общей сложности 03 месяца 06 дней - нахождение     в отпуске по уходу за ребёнком после 06.10.1992 года.     Согласно справки, ...       от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6),     основаниями выдачи которой явились книги приказов за ДД.ММ.ГГГГ; лицевые счета за период ДД.ММ.ГГГГ; штатное расписание за период     ДД.ММ.ГГГГ;      табель учёта рабочего времени     за период     ДД.ММ.ГГГГ, Шафикова Л.П. находилась в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ     от ДД.ММ.ГГГГ). Данное обстоятельство     также подтверждается свидетельством      о рождении ребёнка истицы - ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности (пункт 21 разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет"). Данное правовое регулирование согласуется с предписаниями статьи 38 Конституции Российской Федерации, предусматривающими обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также гарантирует зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не только периодов работы, относящихся к трудовой деятельности, но и времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, момент выхода Шафиковой Л.П.      в отпуск по уходу за ребёнком     имел место ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до 6 октября 1992 года - времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Принимая во внимание вышеизложенные     суд приходит к убеждению о том, что       период нахождения Шафиковой Л.П.     в отпуске по уходу за ребёнком после ДД.ММ.ГГГГ      по ДД.ММ.ГГГГ     в общей сложности 03 месяца 06 дней        подлежит включению        в стаж, дающий право истице         на досрочную трудовую пенсию        по старости.

Сторонами не оспариваются указанный в решении ГУ УПФ РФ в Белебеевском районе и г. Белебей РБ период        времени.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Шафиковой Л.П.       удовлетворить.

Шафиковой Л.П.     включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической     деятельности период нахождения     в отпуске по уходу       за ребёнком после 06.10.1992 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Белебеевский районный суд Республики Башкортостан в течении 10 дней.

Судья: подпись        Р.Н.Еркеев      

Решение суда вступило в законную силу 14 ноября 2011 года