О признании требования об уплате налога на доходы физического лица незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...> <....>

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

в составе председательствующего федерального судьи Даменова Э.А.,

при секретаре Малаевой А.А.,

с участием заместителя прокурора г. Белоярский Агапитовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <....> в интересах Лапшовой Л.Ф. к Инспекции Федеральной налоговой службы России <....> о признании требований об уплате налога на доходы физического лица незаконным,

установил:

прокурор <....> обратился в суд в интересах Лапшовой Л.Ф. к Инспекции Федеральной налоговой службы России <....> (далее по тексту – ИФНС России <....>) о признании незаконными требований об уплате налога от <...>, от <...> вынесенных заместителем начальника ИФНС России <....> на имя Лапшовой Л.Ф.

Заявленные требования мотивирует тем, что оспариваемые требования противоречат требованиям ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прокурор в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Лапшова Л.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом <...> направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без ее участия <...>

Представитель ИФНС РФ <....> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом <...> направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия <...>, с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление <...>

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом <...> направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без его участия <...>

Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора <....> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, налоговым агентом А "И" в ИФНС России <....> предоставлены сведения о доходах физического лица за <...> год формы 2-НДФЛ в отношении Лапшовой Л.Ф. <...>

В представленных сведениях налоговым агентом указана сумма дохода за <...> год по коду «Иной доход» в размере <...> руб. (субсидия, предоставленная на погашение ипотечного кредитного займа), сумма исчисленного налога в размере <...> руб., сумма налога переданного на взыскание в ИФНС России <....> в размере <...> руб. <...>

<...> начальником ИФНС России <...> вынесено налоговое уведомление , в соответствии с которым Лапшова Л.Ф. была обязана уплатить налог на доходы физических лиц в сумме <...>

<...> ИФНС России <...> вынесено требование об уплате налога на доходы физического лица, в котором указано, что по состоянию на <...> за Лапшовой Л.Ф. числится задолженность в сумме <...> руб., в том числе по налогам (сборам) <...> руб. Одновременно, Лапшовой Л.Ф. за неуплату указанного налога на доходы физического лица за <...> год на отчетную дату начислена пеня в размере <...>

<...> ИФНС России <...> вынесено требование об уплате налога на доходы физического лица, в котором указано, что по состоянию на <...> за Лапшовой Л.Ф. числится задолженность в сумме <...> руб., в том числе по налогам (сборам) <...> руб. Одновременно, Лапшовой Л.Ф. за неуплату указанного налога на доходы физического лица за <...> год на отчетную дату начислена пеня в размере <...>

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусматривается обеспечение жилыми помещениями и оказание государственной помощи в его приобретении определенным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из текста заявления и пояснений прокурора, Лапшова Л.Ф. являлась участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы «Улучшение жилищных условий жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2010 годы.

В соответствии с ч.1 ст.1 Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2005 № 103-оз «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» (далее – Закон), целями Программы являются улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и создание рыночного механизма обеспечения жилыми помещениями граждан автономного округа.

Согласно п.1 ст.17 Закона, целью подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» (далее – подпрограмма 4) является улучшение жилищных условий населения автономного округа – участников настоящей подпрограммы.

В соответствии с п.5 ст.18 Закона, одной из форм осуществления государственной поддержки участников подпрограммы 4 и членов их семей является предоставление субсидий на погашение части займа или части суммы кредита по кредитному договору.

Согласно п.1 ст.18.3 Закона, участнику подпрограммы 4 за досрочное погашение в течение одного финансового года части суммы займа или части суммы кредита по кредитному договору на сумму, превышающую плановые платежи не менее чем на 2,5 процента от предоставленной суммы займа или от предоставленной суммы кредита по кредитному договору, предоставляется субсидия на погашение части суммы займа или части суммы кредита по кредитному договору.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 февраля 2006 года № 23-п утвержден Порядок реализации и финансирования подрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы (далее – Порядок).

Пунктами 1.2., 6.1. Порядка предусмотрено, что одной из форм финансирования участников Подпрограммы является субсидия на погашение части сумм займов или части сумм кредита по кредитным договорам, которая предоставляется при досрочном погашении в течение одного финансового года начиная с 1 января по 31 декабря части суммы займа или части суммы кредита по кредитному договору на сумму, превышающую плановые платежи не менее чем на 2,5 процента от предоставленной суммы льготного жилищного займа или от предоставленной суммы кредита по кредитному договору.

В соответствии с п.6.3. Порядка, субсидии направляются на досрочное погашение части сумм основного долга ипотечного кредита (кредита) или займа путем безналичного перечисления денежных средств на счет участника в банке, предоставившем ипотечный кредит (кредит) участнику, или на счет Организации, предоставившей льготный жилищный заем участнику.

Согласно п.1.10 Порядка, предоставление Субсидии производится безвозмездно за счет средств бюджета автономного округа исходя из объемов, предусмотренных на реализацию Подпрограммы.

<...>, Лапшовой Л.Ф., как участнику Подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование», в соответствии с п.1 Закона и п.п.6.1.1 Порядка, была выплачена субсидия за досрочное погашение кредита по кредитному договору, полученному и использованному на цели приобретения жилого помещения, в сумме <...>

В соответствии с п.36 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В силу п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Исходя из изложенного и правовой природы предоставляемых за счет средств бюджета субсидий на приобретение жилья следует, что указанные субсидии являются предусмотренными законодательством округа компенсационными выплатами, связанными с денежным возмещением бесплатного предоставления жилых помещений, и в этой связи не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что субсидия, выплаченная Лапшовой Л.Ф., относится к выплатам на приобретение жилого помещения, предусмотренным Подпрограммой 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.11.2005 № 103-оз «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2015 годы» и на основании п.36 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности действий налогового органа, выраженных в направлении Лапшовой Л.Ф. требований об уплате налога на доходы физических лиц, исчисленному с суммы полученной субсидии и взыскании с неё суммы налога и пени в размере <...> руб. за получение субсидий за досрочное погашение суммы кредита, в связи с чем, исковые требования прокурора <....> подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора <....> в интересах Лапшовой Л.Ф. удовлетворить.

Признать требование об уплате налога от <...> вынесенное заместителем начальника Инспекции ФНС России <...> на имя Лапшовой Л.Ф., незаконными.

Признать требование об уплате налога от <...> вынесенное заместителем начальника Инспекции ФНС России <...> на имя Лапшовой Л.Ф., незаконными.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Белоярский городской суд.

Председательствующий ___________________________

Решение вступило в законную силу <...>.