РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации <...> <....> Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего федерального судьи Даменова Э.А., при секретаре Малаевой А.А., с участием старшего помощника прокурора города Белоярский Опанасенко О.С., представителя ответчика – администрации Белоярского района Белоусовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора города Белоярский в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Белоярского района о понуждении произвести паспортизацию дорог, установил: прокурор города Белоярский обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Белоярского района о понуждении произвести паспортизацию дорог. Заявленные требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Белоярский проверки исполнения транспортного законодательства в части осуществления паспортизации дорог установлено, что администрацией Белоярского района не выполняются требования законодательства по паспортизации дорог общего пользования местного значения. На основании изложенного прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию Белоярского района в срок до 31.12.2011 провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования сельского поселения Верхнеказымский, в отношении которых администрация Белоярского района осуществляет дорожную деятельность: проезд 1 микрорайона, протяженностью 2,350 км.; проезд 2 микрорайона, протяженностью 1,300 км.; проезд 3 микрорайона, протяженностью 1,550 км.; проезд 4 микрорайона, протяженностью 0,900 км.; проезд 5 микрорайон, протяженностью 1,500 км.; подъезд к п. Верхнеказымский – 4,750 км.; подъезд к ВПП – 1,700 км. Прокурор в настоящем судебном заседании заявленные требования уточнила в части срока проведения паспортизации, просит обязать администрацию Белоярского района провести паспортизацию упомянутых автомобильных дорог в срок до 31.12.2012, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в настоящем судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление <...> Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ст.13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст.17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Согласно пп.4 п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007г. N160, в прочие работы по содержанию дорог входят паспортизация дорог и искусственных сооружений. В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009г. N150, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Пунктом 5 части 1 ст.5 Устава Белоярского района, принятого решением Думы муниципального образования город Белоярский от 27.05.2005 № 105 предусмотрено, что одним из вопросов местного значения Белоярского района является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1.1. Вневедомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом сооружении для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2. ВСН 1-83). Согласно ч.10 ст.5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 257-ФЗ), автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. Согласно ч.9 ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ч.10 ст.6 Закона № 257-ФЗ, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. В соответствии с ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ч.3 ст.15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.2 Соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления сельского поселения Верхнеказымский органам местного самоуправления Белоярского района, утвержденного решением Думы Белоярского района от 01.09.2009 № 116 «О соглашениях о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района органам местного самоуправления Белоярского района и о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления Белоярского района органам местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района» (далее – Соглашение), стороны признают, что в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития района и поселения, повышения уровня жизни населения необходима передача осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района. Передача осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района производится с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления данной части полномочий. Подпунктом 1.3. пункта 1 статьи 3 Соглашения установлено, что администрация муниципального района осуществляет на территории поселения полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользование местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; предоставление земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования во владение, пользование и аренду; осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов. В соответствии с п.9 ст.5, ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, соглашениями о передаче осуществления полномочий органов сестного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района органам местного самоуправления Белоярского района, утвержденными решением Думы Белоярского района от 01.09.2009 № 116 «О соглашениях о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района органам местного самоуправления Белоярского района и о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления Белоярского района органам местного самоуправления городского и сельских поселений в границах Белоярского района», постановлением администрации сельского поселения Сорум от 06.06.2011 № 35, постановлением администрации сельского поселения Верхнеказысмкий от 03.06.2011 № 49, постановлением сельского поселения Полноват от 01.06.2011 № 33, постановлением администрации сельского поселения Лыхма от 03 июня 2011 № 23, постановлением администрации сельского пселения Сосновка от 03.06.2011 № 19, постановлением администрации сельского поселения Казым от 06.06.2011 № 21, принято постановление администрации Белоярского района от 09.06.2011 № 841 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования городского и сельских поселений в границах Белоярского района в отношении которых администрация Белоярского района осуществляет дорожную деятельность», которым утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования городского и сельских поселений в границах Белоярского района, в отношении которых администрация Белоярского района осуществляет деятельность (далее – Перечень). Исходя из указанного выше Перечня такие автомобильные дороги как: проезд 1 микрорайона, протяженностью 2,350 км.; проезд 2 микрорайона, протяженностью 1,300 км.; проезд 3 микрорайона, протяженностью 1,550 км.; проезд 4 микрорайона, протяженностью 0,900 км.; проезд 5 микрорайон, протяженностью 1,500 км.; подъезд к п. Верхнеказымский – 4,750 км.; подъезд к ВПП – 1,700 км., являются автомобильными дорогами общего пользования сельского поселения Верхнеказымский, в отношении которых администрация Белоярского района осуществляет дорожную деятельность. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления, осуществляющим дорожную деятельность (в том числе мероприятия по паспортизации автомобильных дорог), в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, в частности сельского поселения Верхнеказымский, является администрация Белоярского района. При этом, суд находит необоснованным довод ответчика, изложенный в возражениях на исковое заявление о том, что прокурор в обоснование исковых требований ссылается на ненормативный муниципальный правовой акт – постановление администрации Белоярского района от 09.06.2011 № 841, так как согласно ст.30 Устава Белоярского района, принятого решением Думы муниципального образования город Белоярский от 27.05.2005 № 105, постановления администрации района являются нормативными правовыми актами. Как следует из пояснений прокурора технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движение. Однако, администрацией Белоярского района требования законодательства по паспортизации дорог общего пользования местного значения, не исполняются, в настоящее время ни на одну из указанных выше дорог нет технического паспорта. Доказательств того, что паспортизация указанных дорог произведена ответчиком суду, в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Белоярский подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что ответчик не должен проводить паспортизацию упомянутых дорог так как не является их собственником, в связи с тем, что данный довод противоречит положениям норм действующего законодательства и основан на неверном его толковании представителем ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Белоярского района муниципального образования Белоярский район в срок до 31.12.2012 провести паспортизацию следующих автомобильных дорог общего пользования сельского поселения Верхнеказымский, в отношении которых администрация Белоярского района осуществляет дорожную деятельность: проезд 1 микрорайона, протяженностью 2,350 км.; проезд 2 микрорайона, протяженностью 1,300 км.; проезд 3 микрорайона, протяженностью 1,550 км.; проезд 4 микрорайона, протяженностью 0,900 км.; проезд 5 микрорайон, протяженностью 1,500 км.; подъезд к п. Верхнеказымский – 4,750 км.; подъезд к ВПП – 1,700 км. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Белоярский городской суд. Председательствующий ____________________________ Решение вступило в законную силу... Согласовано.