Дело № 2-124/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
..... г. Белоярский
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Лаврова И. В., при секретаре Даскалюк Т. А., с участием помощника прокурора г. Белоярский Назаровой О. В., представителей ответчика администрации Белоярского района Давлетшиной Р. Р. и Положий А. В., представителей ответчика ООО «Белоярскавтотранс» Калюжко А. Г. и Гулидова А. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2011 по заявлению прокурора г. Белоярский об устранении нарушений законодательства при эксплуатации пассажирской станции,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Белоярский обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Исковые требования мотивирует тем, что в соответствии с заданием прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, прокуратурой г. Белоярский проведена проверка по исполнению законодательства о транспортной безопасности на территории Белоярского района.
В ходе проверки было установлено, что администрация Белоярского района, ООО «Белоярскавтотранс», не выполняют требования законодательства транспортной безопасности. Так установлено, что пассажирская станция (далее по тексту пассажирская станция) на 60 пассажиров, расположенная по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м., предназначенная для обслуживания пассажиров автомобильного и речного транспорта, является объектом транспортной инфраструктуры.
В нарушение требований ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 09.12.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту Закон), у объекта транспортной безопасности – пассажирской станции, отсутствуют документы об оценке уязвимости, категорирования объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, планы транспортной безопасности.
Также, в нарушение требований приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в здании пассажирской станции, в том числе на информационных стендах, не размещены схемы расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из этой станции, информация о стоимости по всем маршрутам внутрирайонного, внутригородского и междугороднего сообщения в установленной законе форме, схемы всех указанных маршрутов и планы эвакуации в актуальной редакции, а также схемы маршрута с указанием участков дорог, требующих особой осторожности езды для водителей. Продажа билетов на автобусные маршруты осуществляется в помещении диспетчерской службы, билетных касс в отдельных помещения, не имеется. В здании не размещены указатели расположения основных служб, в том числе, туалета(ов) общего пользования. В помещении диспетчерской службы имеется аптечка первой медицинской помощи (автомобильная), при проверке которой установлено её несоответствие требованиям Приказа Минздравмедпрома от 20.08.1996 № 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой медицинской помощи (автомобильной)» (в редакции от 08.09.2009).
Считает, что при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры – пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м., предназначенной для обслуживания пассажиров автомобильного и речного транспорта, не реализуются в полной мере мероприятия, направленные для предупреждение и противодействие терроризму, необходимость проведения которых установлена антитеррористическим законодательством и законодательством о транспортной безопасности.
Просит обязать администрацию Белоярского района и ООО «Белоярскавтотранс» провести оценку уязвимости, категорирование и разработать планы транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м., предназначенной для обслуживания пассажиров автомобильного и речного транспорта. Также просит обязать администрацию Белоярского района и ООО «Белоярскавтотранс» привести нежилое помещение пассажирской станции в соответствие с приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В судебном заседании ..... прокурор г. Белоярский уточнила первый и второй пункты заявленных требований в части: обязать администрацию Белоярского района и ООО «Белоярскавтотранс» организовать проведение оценки уязвимости, категорирования объекта транспортной инфраструктуры – пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м., предназначенной для обслуживания пассажиров автомобильного и речного транспорта.
Прокурор в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители администрации Белоярского района в настоящем судебном заседании против заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представители ООО «Белоярскавтотранс» в судебном заседании против заявленных требований возражали, считают их необоснованными.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора г. Белоярский не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой г. Белоярский в соответствии с заданием прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры была проведена проверка по исполнению законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м.
Согласно акту проверки ..... в ходе проверки установлено, что в нежилое помещение пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... общей площадью – 266, 6 кв. м. находится в муниципальной собственности, что подтверждается договором аренды ...... техническим паспортом ...... свидетельством о государственной регистрации права ..... Пассажирская станция эксплуатируется ООО «Белоярскавтотранс» на основании вышеуказанного договора на срок ..... В здании пассажирской станции, в том числе на информационных стендах, не размещены схемы расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из этой станции, информация о стоимости по всем маршрутам внутрирайонного, внутригородского и междугороднего сообщения в установленной законом форме, схемы всех указанных маршрутов и планы эвакуации в актуальной редакции, а также схемы маршрута с указанием участков дорог, требующих особой осторожности езды для водителей. Продажа билетов на автобусные маршруты осуществляется в помещении диспетчерской службы, билетных касс в отдельных помещениях, не имеется. В здании не размещены указатели расположения основных служб, в том числе, туалета(ов) общего пользования. В помещении диспетчерской службы имеется аптечка первой медицинской помощи (автомобильная), при проверке которой установлено её несоответствие требованиям законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ
«О транспортной безопасности», оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением; категорировании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно письму Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от марта 2011 года № 10-29/2024 ...... адресованному генеральному директору ООО «Северавтотранс», в связи с большим количеством объектов транспортной инфраструктуры и невозможностью одновременного проведения категорирования данных объектов, Федеральным дорожным агентством разрабатывается план проведения категорирования, который будет размещен на официальном сайте Росавтодора. Данным планом будет определен порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры с учетом их особого социально-экономического и оборонного назначения.
На сегодняшний день вышеуказанный план проведения категорирования ещё не принят, что подтверждается информацией с официального сайта Федерального дорожного агентства ...... соответственно требование прокурора об обязании ответчиков организовать проведение категорирования объекта транспортной инфраструктуры – пассажирской станции на 60 пассажиров, расположенной по адресу: г. Белоярский, .... предназначенной для обслуживания пассажиров автомобильного и речного транспорта, является неправомерными.
Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.
Таким образом, проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в настоящее время не представляется возможным. И как следствие, отсутствие результатов проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры влечет за собой невозможность разработки плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», указанные Правил обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства автомобильного транспорта. Таким образом, указанные Правила не являются обязательными для органов местного самоуправления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», содержит требования, предъявляемые для перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к автовокзалам. Требований к оборудованию для автостанций вышеуказанное постановление не содержит.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что администрацией Белоярского района и ООО «Белоярскавтотранс» не нарушены требования Федерального закона от 09.12.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотрены Федеральным законом от 09.12.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и иными нормативными актами, за нарушение которых, предусмотрена административная ответственность по части первой статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, нарушение законодательства, регулирующего вышеуказанную сферу деятельности, влечет административную ответственность, но не гражданско-правовую.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
прокурору города Белоярский в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Белоярский городской суд.
Председательствующий И. В. Лавров