о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.



                                                                               Дело № 2-67/2011

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

     20 апреля 2011 года                                                  р.п. Беково

     Бековский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Лёвиной Л.В.,

с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области

Журавлева И.В.,

при секретаре Тараевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоцех» о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоцех» о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

       В заявлении он указал, что прокуратурой Бековского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности МУП «Теплоцех».

        Согласно перечню рабочих мест МУП «Теплоцех» и штатному расписанию в организации имеются должности: <данные изъяты> и, соответственно, их рабочие места.

      Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда - это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах, и работах с вредными и опасными условиями труда.

       Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда и недопущения производственного травматизма и аварийных ситуаций, особенно при выполнении таких работ, какие имеют место в МУП «Теплоцех».

      Вместе с тем, проверкой установлено, что аттестация вышеперечисленных рабочих мест не проведена, сертификат соответствия по охране труда отсутствует.

Неисполнение МУП «Теплоцех» требований действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, на тех должностях, которые подлежат аттестации по условиям труда.

        В связи с этим в судебном порядке просит признать незаконным бездействие МУП «Теплоцех», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест.

        Обязать МУП «Теплоцех» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест.

        В судебном заседании помощник прокурора Журавлев И.В. заявленные требования просил удовлетворить частично, с учетом должностей нового штатного расписания, указав, что ДД.ММ.ГГГГ от <адрес> поступила информация о не проведении аттестации рабочих мест в МУП «Теплоцех». В ДД.ММ.ГГГГ им была проведена проверка соблюдения действующего законодательства об аттестации рабочих мест, в ходе которой было установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в данной организации не проведена. Штатное расписание было предоставлено от ДД.ММ.ГГГГ поэтому требования были заявлены согласно данному штатному расписанию. В ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, однако аттестация рабочих мест согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени так и не проведена. В связи с этим просит признать незаконным бездействие МУП «Теплоцех», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест, согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ, обязать МУП «Теплоцех» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест, согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ

       Представитель ответчика МУП «Теплоцех» - Шестеркина А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования признает частично, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ у них действует новое штатное расписание, в котором некоторые должности отсутствуют, поэтому признает требования в части проведения аттестации рабочих мест: <данные изъяты> Имеется приказ на аттестацию рабочих мест и договор на аттестацию, аттестация рабочих мест будет проведена в течение месяца с ДД.ММ.ГГГГ.

         Выслушав мнение пом. прокурора Журавлева И.В., представителя ответчика МУП «Теплоцех», суд приходит к следующему.

        Согласно штатному расписанию рабочих МУП «Теплоцех» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в МУП «Теплоцех» имеются следующие должности: <данные изъяты>

     Согласно Уставу МУП «Теплоцех», последнее является юридическим лицом. Учредителем предприятия является: муниципальное образование «Вертуновский сельсовет» Бековского района Пензенской области. Уставом предусмотрено, что предприятие несет права и обязанности, определенные законодательство Российской Федерации.

         ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица МУП «Теплоцех».

      Согласно справке прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ пом. Прокурора Журавлевым И.В. проведена прокурорская проверка об охране труда в МУП «Теплоцех», в ходе которой выявлено, что аттестация рабочих мест вышеперечисленных должностей не проведена, сертификат соответствия по охране труда отсутствует.

      Из штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного директором и согласованного главой администрацией Вертуновского сельсовета следует, что в МУП «Теплоцех» имеются следующие должности: <данные изъяты>

В материалах дела имеется приказ директора МУП «Теплоцеха» от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аттестации рабочих мест по условиям труда и формировании аттестационной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор между МУП «Теплоцех» и <адрес> о проведении замеров вредных и опасных производственных факторов с последующей аттестацией рабочих мест по условиям труда, оформлении карт аттестации рабочих мест с выдачей заключений и рекомендаций по устранению действия вредных и опасных производственных факторов. Договор подписан сторонами. В материалах дела имеются аттестаты аккредитации данной организации

      В Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

       В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

     Нормами Трудового кодекса РФ (в ст. 22 ТК РФ) закреплены основные права и обязанности работодателя, в обязанности работодателя входит обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда; предусмотрены обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

    Статьей 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

      В соответствии со ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

       Согласно ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников является приоритетным направлением государственной политики в области охраны труда.

     Согласно п. 1,2,5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

     Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Бековского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в деятельности МУП «Теплоцех». В ходе проверки установлено, что данной организацией требования действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не соблюдаются. На момент проверки, согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ в организации имелись должности: <данные изъяты> аттестация которых по условиям труда в МУП «Теплоцех» не проведена, сертификат соответствия по охране труда отсутствует.

     Однако из материалов дела следует, что в МУП «Теплоцех» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание рабочих, из которого следует, часть рабочих мест, в частности: <данные изъяты> До настоящего времени аттестация данных рабочих мест по условиям труда не проведена, что и не отрицается представителем МУП «Теплоцех». Таким образом, МУП «Теплоцех», не выполняет вышеизложенные обязанности, в результате чего нарушает права работников, и финансовое положение не является основанием для освобождения работодателя от выполнения обязанностей, возложенных на работодателя трудовым законодательством Российской Федерации, чем нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что часть рабочих мест, согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ сократилась, и прокурор не настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, просит иск удовлетворить частично, с учетом должностей нового штатного расписания.

При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоцех» о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда подлежащим частичному удовлетворению. Незаконным должно быть признано бездействие МУП «Теплоцех», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест: <данные изъяты>

          В удовлетворении заявленных требований прокурора о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест: <данные изъяты> по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда должно быть отказано.

       В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

       В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

       В силу ч.3 ст. 333.19 НК РФ, госпошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере <данные изъяты> рублей.

В данном случае прокурором подано исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Следовательно, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика МУП «Теплоцех», с перечислением в соответствии с ч. 2 ст. 61.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 года № 63-ФЗ) в бюджет Бековского района Пензенской области.

     Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                              Р Е Ш И Л:

      Исковое заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплоцех» о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда - удовлетворить частично.

      Признать незаконным бездействие МУП «Теплоцех», выразившиеся в непроведении аттестации рабочего места: <данные изъяты> обязав МУП «Теплоцех» провести аттестацию по условиям труда перечисленных рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.

     В удовлетворении заявленных требований прокурора о признании незаконным бездействия и понуждении к проведению аттестации рабочих мест: <данные изъяты> по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда- отказать.

Взыскать с МУП «Теплоцех» в доход Бековского района Пензенской области в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением в УФК России по Пензенской области, ИМНС Межрайонная ИФНС России по Пензенской области, КПП 5805501001, ИНН 5805006974, ОКАТО 56209551000, № счета 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области, Пенза, БИК 045655001, КБК 18210803010011000110.

      Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Судья