№ 2-132/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года р.п.Беково Бековский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Лёвиной Л.В., с участием помощника прокурора Бековского района Журавлева И.В., при секретаре Кудиновой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бековского районного суда Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Пяшинского сельсовета по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Пяшинского сельсовета по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, мотивируя тем, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка соблюдения законодательства об энергоэффективности, экологического законодательства в деятельности администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории муниципального образования «Пяшинский сельсовет» сбор отработанных ртутных ламп не организован, информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей физических лиц о порядке осуществления сбора не производится. Бездействие органов местного самоуправления Пяшинского сельсовета влечет за собой затруднение исполнения законодательства об энергосбережении, может повлечь резкое ухудшение экологической обстановки на территории сельсовета. Органами местного самоуправления Пяшинского сельсовета нарушаются конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а именно право на благоприятную окружающую среду. В судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет», выразившееся в отсутствии организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования. Обязать администрацию Пяшинского сельсовета на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г № 681 организовать на территории поселка сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать информирование юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей поселка в порядке сбора ламп. В судебном заседании помощник прокурора Журавлев И.В. заявленные требования поддержал полностью, но уточнил требования и просил обязать администрацию Пяшинского сельсовета организовать на территории муниципального образования, а не поселка сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать информирование юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей сельсовета о порядке сбора ламп. Пояснив при этом, что до настоящего времени выявленные нарушения на территории данного образования не устранены. Представитель администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет - глава администрации Пяшинского сельсовета Червякова Т.Б. с требованиями прокурора выразила согласие и обещала выявленные нарушения устранить в кратчайший срок. Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение помощника прокурора Журавлева И.В., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему. Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с под. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения поселения отнесено: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681, органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Статьей 1 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 г (в редакции от 29.12.2010 г № 442ФЗ) "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В силу пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п.18 ст. 6 Устава администрации Пяшинского сельсовета, к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бутовых отходов и мусора. Часть 1 статьи 21 названного устава установлено, что администрация Пяшинского сельсовета наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. В справке помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Пяшинский сельсовет» сбор отработанных ртутных ламп не организован, информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора не производится. В сведениях представленных администрацией Пяшинского сельсовета заместителю прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о том, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования не организованы. По сообщению главы администрации Пяшинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, договоры на утилизацию ртутьсодержащих ламп заключены не были, так как в бюджете муниципального образования «Пяшинский сельсовет» нет денежных средств. Данный довод суд считает необоснованным и направленным на избежание ответственности исполнения действующего законодательства. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ (в редакции от 21 апреля 2011 г) к вопросам местного значения отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. В соответствии со ст.ст. 9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Пяшинского сельсовета денежных средств на утилизацию ртутьсодержащих ламп не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Других доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах дела, и опровергающих требования прокурора Бековского района, представителем администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет» в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. В судебном заседании установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения Пяшинского сельсовета. Помощником прокурора Бековского района Журавлевым И.В. проведена проверка соблюдения законодательства об энергоэффективности и экологического законодательства в деятельности администрации данного сельсовета Бековского района, у ходе которой установлено, что на территории муниципального образования «Пяшинский сельсовет» сбор отработанных ртутных ламп не организован, информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц о порядке осуществления сбора не производится. До настоящего времени сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован и не организовано информирование юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей поселка о порядке сбора ламп, что не отрицается и представителем администрации Пяшинского сельсовета. Таким образом, бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившее в непринятии и отсутствии организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования, что влечет за собой затруднение исполнения законодательства об энергосбережении и может повлечь резкое ухудшение экологической обстановки на территории сельсовета, чем нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц. При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет» подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно п.19 ч.1 ст. 333.39 НК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 г. № 374-ФЗ), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Т.О. администрация Пяшинского сельсовета освобождается от уплаты госпошлины, следовательно госпошлина в бюджет муниципального района с администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, не подлежит взысканию. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пяшинский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Пяшинского сельсовета по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп удовлетворить. Признать неправомерными бездействие муниципального образования «Пяшинский сельсовет», выразившееся в отсутствии организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования и обязать администрацию Пяшинского сельсовета организовать на территории муниципального образования «Пяшинский сельсовет» в течение <данные изъяты> со дня принятия настоящего решения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей сельсовета о порядке сбора ламп. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Судья