№ 2-309/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 декабря 2011 г пгт Беково Бековский районный суд Пензенской области, в составе: Председательствующего судьи Лёвиной Л.В., с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., при секретаре Тараевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Беково гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в интересах муниципального образования «Ивановский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «Ивановский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства. В заявлении указал, что прокуратурой Бековского района в ходе проведения проверки исполнения земельного законодательства на территории Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской установлено, что в муниципальной собственности Ивановского сельсовета находится нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен ФИО3 Балансодержателем данного имущества является администрация Ивановского сельсовет Бековского района. Право собственности на здание было зарегистрировано в управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес>. В нарушение действующего законодательства администрацией Ивановского сельсовет Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, на котором расположено здание ФИО4 к регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок, чем нарушаются интересы муниципального образования «Ивановский сельсовет». В судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в несоблюдении требований земельного законодательства, и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию Ивановского сельсовета получить свидетельство о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по адресу: <адрес>. В судебном заседании пом. прокурора Книгина Э.А. - поддержала заявленное требование и доводы, изложенные в заявлении, просив предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области – не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с заявленными требованиями согласны. Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., представителя администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему: Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.1.2011 № 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. В соответствии с п.10 ст. 3 названного закона, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В ч.1 ст. 131 ГК РФ, указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты... В соответствии со с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статьей 30.1. п.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Из материалов дела следует, что прокуратурой Бековского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения земельного законодательства на территории Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности Ивановского сельсовета находится нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено ФИО5. Балансодержателем имущества является администрация Ивановского сельсовета Бековского района. Право собственности на здание было зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В нарушение действующего законодательства администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, на котором расположено здание ФИО6 и регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, за Ивановским сельским советом зарегистрировано в собственности нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись регистрации. По сообщению администрации Ивановского сельсовета, земельный участок с кадастровым номером № под зданием ФИО7 находящийся по указанному адресу не оформлен, данный участок подлежит межеванию и постановке на учет, из-за отсутствия денежных средств в бюджете Ивановского сельсовета эта работа не была проведена вовремя. В реестре муниципальной собственности администрации Ивановского сельсовета не значится земельный участок по <адрес>, значится лишь здание сельского дома культуры по <адрес>, балансодержателем которого является администрация Ивановского сельсовета. Постановлением главы Ивановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО8 закреплено нежилое помещение, площадью <данные изъяты> на праве оперативного управления. Из акта приема-передачи имущества № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 приняло имущество – нежилое помещение (сельский дом культуры), расположенное по указному адресу, общей площадью <данные изъяты> в оперативное управление, земельный участок в перечне по названному адресу отсутствует. Имеется инвентарная карточка учета основных средств № из которой следует, что указный объект недвижимого имущества был оприходован ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке отсутствуют. В соответствии со ст. 20 Устава Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, в исключительной компетенции Комитета местного самоуправления находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ивановского сельсовета. Администрация Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом, наделенная Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Ивановского сельсовета федеральными законами и законами Пензенской области (п. 1 ст. 23, п. 1, подпункт 1.3 п. 1 ст. 19 Устава Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области). Следовательно, Администрация Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Ивановского сельсовета. В судебном заседании было установлено, что администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, на котором расположено здание ФИО10, к регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок, что подтверждается материалами дела. Неисполнение администрацией Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области требований земельного законодательства в области по непринятию мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок нарушает интересы муниципального образования «Ивановский сельсовет», в частности - определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ивановского сельсовета. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, в частности, по непринятию мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный в <адрес>, на котором расположено здание ФИО11», к регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок. Довод администрации Ивановского сельсовета о том, что земельный участок с кадастровым номером № под зданием ФИО12, находящийся по указанному адресу не оформлен, т.к. подлежит межеванию и постановке на учет, для чего отсутствуют денежные средства в бюджете Ивановского сельсовета, суд находит необоснованным, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 14Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, отсутствие в бюджете муниципального образования «Ивановский сельсовет» денежных средств на оформление земельного участка не освобождает администрацию Ивановского сельсовета от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции. При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах муниципального образования «Ивановский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства, подлежащим удовлетворению. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Бековского района в интересах муниципального образования «Ивановский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства, и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию Ивановского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить свидетельство о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по адресу: <адрес>. На решение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения. Судья