о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда



Дело № 2-251/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года р.п. Беково

Бековский районный суд Пензенской области в составе

судьи Смысловой М.В.,

при секретаре Васильчиковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калякиной С.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Бековская центральная районная больница» о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Калякина С.А. обратилась в Бековский районный суд Пензенской области с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Бековская центральная районная больница» о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, указав в иске, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в МУЗ «Бековская центральная районная больница» в должности палатной медицинской сестры в отделении реанимации и интенсивной терапии. В течение всего срока ее трудовой деятельности она ежемесячно получала только часть заработной платы, а именно вместо <данные изъяты> оплаты ночных дежурств получала только <данные изъяты> МУЗ «Бековская центральная районная больница» не доплатило <данные изъяты>. Своими незаконными действиями работодатель причинил ей глубокие нравственные страдания. Просит взыскать с ответчика в ее пользу, не выплаченную, заработную плату в размере <данные изъяты> с учетом ставки рефинансирования и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Калякина С.А. иск поддержала, доводы, изложенные в иске, подтвердила. Пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в МУЗ «Бековская центральная районная больница» медсестрой палаты интенсивной терапии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - палатной медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии. В ДД.ММ.ГГГГ она узнала, что оплата за работу в ночное время медсестрам отделений реанимации и интенсивной терапии должна производится в размере <данные изъяты> от оклада, рассчитанного за час работы. В ДД.ММ.ГГГГ работодатель по ее заявлению произвел оплату. ДД.ММ.ГГГГ годах оплату производили в размере <данные изъяты>. Поскольку работодатель отказался производить доначисления, она в марте ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка в границах Бековского района Пензенской области с заявлением о взыскании задолженности по оплате за работу в ночное время. Считает, что срок исковой давности для обращения в суд ею не нарушен. О том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ оплату за работу в ночное время производили исходя из <данные изъяты> оклада она не знала, поскольку в трудовом договоре размер оплаты за работу в ночное время не указан, распечатки начислений по заработной плате работникам не выдавали. О данном обстоятельстве она узнала в августе ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО8 в суд с иском о взыскании доплаты за работу в ночное время, расчетные листы работникам ранее не выдавали. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред. На протяжении длительного времени ответчик неправильно производил оплату за работу в ночное время. Она переживала из-за случившегося. Просит взыскать с ответчика задолженность по оплате труда за работу в ночное время за период ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, проценты в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Представитель МУЗ «Бековская центральная районная больница» Агеева О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, нашла иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что работодателем по согласованию с профкомом учреждения утверждены перечни должностей и отделений, работа в которых дает право на оплату за работу в ночное время в размере <данные изъяты> часовой тарифной ставки, оклада, рассчитанного за час работы. Работа в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии и реанимации или медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии не связана с оказанием экстренной и неотложной помощи, поэтому оплата предусмотрена в размере <данные изъяты>. Истцу начислялась оплата за работу в ночное время исходя из <данные изъяты> и выплачивалась истцу своевременно, задолженности нет. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель МУЗ «Бековская центральная районная больница» Зоркова О.Е., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, нашла иск не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что должностные обязанности медсестры палаты интенсивной терапии и реанимации тождественны должностным обязанностям палатной медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав истца, представителей ответчика, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из штатных расписаний по Муниципальному учреждению здравоохранения «Бековская центральная районная больница» за период с ДД.ММ.ГГГГ следует, что в штате МУЗ «Бековская центральная районная больница» имеется подразделение – палата интенсивной терапии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ – отделение интенсивной терапии и реанимации.

В судебном заседании было установлено, что истец Калякина С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ работала в МУЗ «Бековская центральная районная больница» медсестрой палаты интенсивной терапии и реанимации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ палатной медицинской сестрой в отделении реанимации и интенсивной терапии, что подтверждается данными трудовой книжки выданной ДД.ММ.ГГГГ, выписки из приказа по МУЗ «Бековская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ выписки из приказа по МУЗ «Бековская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ трудового договора от , соглашений об изменении условий труда договора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель МУЗ «Бековская центральная районная больница» Зоркова О.Е. подтвердила тождественность должностных обязанностей медсестры палаты интенсивной терапии и реанимации должностным обязанностям палатной медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из материалов дела, в частности из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ , соглашений об изменении условий труда договора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оплата труда истца состоит из оклада и доплат и надбавок: за стаж (продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения) и за вредные (опасные) для здоровья условия труда. Так же работнику Калякиной С.А. производили оплату труда за работу в праздничные дни, за работу в ночное время в размере <данные изъяты>, что подтверждается данными лицевых счетов работника –Калякиной С.А..

В соответствии с абз. 4 п. 5.1. Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, действовавшим в спорные периоды, медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам станций (отделений) скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада). Перечень этих подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.

Из материалов дела, в частности коллективных договоров МУЗ «Бековская центральная районная больница» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, Перечней за период ДД.ММ.ГГГГ годы подразделений и должностей работников, занятых экстренной службой и неотложной медицинской помощью, работа в ночное время, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, следует, что должность медицинская сестра палаты интенсивной терапии и реанимации, подразделение – палата интенсивной терапии и реанимации включены в Перечни подразделений и должностей медицинского персонала занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденных главным врачом учреждения и согласованных с председателем профсоюзной организации данного учреждения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у истца Калякиной С.А. права на получение в период работы в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии и реанимации и в должности медицинской сестры отделения интенсивной терапии и реанимации оплаты за работу в ночное время в размере <данные изъяты> часовой тарифной ставка (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

В судебном заседании было установлено, что ответчик МУЗ «Бековская центральная районная больница» не производил начисление истцу Калякиной С.А. оплаты за работу в ночное время в размере <данные изъяты> и выплату данной части заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ годы в размере <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А..

Довод представителей ответчика о том, что работа в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии и реанимации или медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии не связана с оказанием экстренной и неотложной помощи суд находит необоснованным, поскольку оказание экстренной и неотложной помощи медицинским персоналом отделений реанимации и интенсивной терапии, организуемых в их составе палат реанимации и интенсивной терапии предусматривается Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 года № 841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», а так же Приказом Минздрава РФ от 13 апреля 2011 года № 315н «Об утверждении порядка оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению».

Утвержденные работодателем Перечни подразделений и должностей работников, занятых экстренной службой и неотложной медицинской помощью, работа в ночное время, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, не содержат доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что должности и подразделения в которых работал истец, не связаны с оказанием экстренной и неотложной помощи и доказательств, подтверждающих данное обстоятельство ответчиком не представлено.

Указание в Перечнях подразделений и должностей работников, занятых экстренной службой и неотложной медицинской помощью, работа в ночное время, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, на <данные изъяты> размер оплаты за работу в ночное время по должности и в отделении в которых осуществляла трудовую деятельность истец само по себе не может лишать право истца на оплату работы в ночное время в размере, предусмотренном абз. 4 п. 5.1. Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377, поскольку данный размер не подлежит уменьшению и не зависит от усмотрения работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение <данные изъяты> со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 63 от 28 декабря 2006 года установлено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Из письменного заявления ответчика МУЗ «Бековская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении дела ответчик просит учесть срок исковой давности по предъявленным претензиям.

В судебном заседании было установлено, что истец узнала о нарушении ее права на оплату работы в ночное время в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными трудового договора, заключенного работодателем с истцом Калякиной С.А., соглашений об изменении условий труда договора от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ2 года из которых следует, что размер оплаты труда истца за работу в ночное время не указан, а так же пояснениями истца Калякиной С.А., которая в судебном заседании пояснила, что узнала о нарушении работодателем ее прав на своевременную выплату заработной платы в полном размере в ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО4 в суд с иском о взыскании доплаты за работу в ночное время, расчетные листы работникам не выдавались.

Из материалов дела не следует, ответчиком в судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие, что истец Калякина С.А. ранее знала о размере оплаты труда за работу в ночное время и об истребовании данных доказательств ответчик не ходатайствовал.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Из телеграмм <данные изъяты>

Из коллективного договора ГУЗ «Бековская ЦРБ», принятого на собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ (раздел 3 Оплата труда) следует, что выплата заработной платы производится <данные изъяты> в месяц: аванс -ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет – ДД.ММ.ГГГГ каждого месяца; из коллективного договора МУЗ «Бековская ЦРБ» принятого на собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ (раздел 4 Оплата труда) следует, что выплата заработной платы производится два раза в месяц: аванс ДД.ММ.ГГГГ, окончательный расчет (за предыдущий месяц) – ДД.ММ.ГГГГ

Суд находит расчет процентов (денежной компенсации) при нарушении ответчиком установленного срока выплаты заработной платы, представленный истцом, правильным. Расчет процентов произведен исходя из размера невыплаченной заработной платы, ставки рефинансирования Банка России, периода просрочки. Размер процентов за несвоевременную выплату заработной платы составил <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А..

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Исходя из фактических установленных по делу обстоятельств, при которых был причинен моральный вред: нарушении работодателем порядка оплаты за работу в ночное время на протяжении длительного времени, не выплата части заработной платы в сроки предусмотренные законодательством и коллективным договором, объем и характер нравственных страданий перенесенных истцом, степень вины работодателя, требований разумности и справедливости, суд считает размер компенсации морального вреда истребуемый истцом в размере <данные изъяты> завышенным и определяет размер компенсации морального вреда подлежащего взысканию с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А. в размере <данные изъяты>.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истец в силу подпункта 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по данной категории дел. Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с МУЗ «Бековская центральная районная больница» в бюджет Бековского района Пензенской области в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст. 104, 108 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление Калякиной С.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Бековская центральная районная больница» о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А. сумму невыплаченной заработной платы за перио<адрес> годы в размере <данные изъяты>

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А. проценты за несвоевременную выплату заработной платы на момент вынесения решения в размере <данные изъяты>

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» в пользу Калякиной С.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В остальной части иска Калякиной С.А. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Бековская центральная районная больница» отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения «Бековская центральная районная больница» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья