об оспаривании бездействия администрации Волынщинского сельсовета и понуждении к уборке несанкционированной свалки



Дело № 2-30/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2012 года р.п. Беково

Бековский районный суд Пензенской области в составе

судьи Смысловой М.В.,

с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгиной Э.А.,

при секретаре Балашовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области,

установил:

Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка состояния экологической безопасности на территории Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки выявлено нарушение природоохранного законодательства в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на сельские муниципальные образования возложены п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Проведенной проверкой установлено, что на территории администрации Волынщинского сельсовета имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., которая находится в <данные изъяты> метрах восточнее от домовладения <адрес>. Администрация Волынщинского сельсовета не осуществляет обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Дальнейшее бездействие администрации создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Просит признать незаконным бездействие администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Обязать администрацию Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную на территории Волынщинского сельсовета, которая находится в <данные изъяты> м. восточнее от домовладения <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила.

И.о. главы администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области Селиверстова Н.В., действующая на основании решения Комитета местного самоуправления Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. В заявлении указал, что заявленное требование признает.

Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгину Э.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела, в частности устава Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области (ст. <данные изъяты> устава) следует, что Волынщинский сельсовет Бековского района Пензенской области является муниципальным образованием. Границы Волынщинского сельсовета установлены Законом Пензенской области от 02 ноября 2004 года № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области». В состав территории Волынщинского сельсовета входят следующие населенные пункты: <адрес> (ст. <данные изъяты> устава).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 (ред. от 19 июля 2011 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п.п. 3.1. 3.2. СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. а так же закапывать на сельскохозяйственных полях. твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодательством отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «Об охране окружающей среды».

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 4 устава Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством для исполнительно-распорядительных органов сельских поселений (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 23 устава Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области).

Следовательно, Администрация Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании было установлено, что на территории муниципального образования – Волынщинский сельсовет Бековского района Пензенской области имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., которая находится в <данные изъяты> метрах восточнее от домовладения <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается данными протокола осмотра места совершения административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.

Самоустранение администрацией Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.

При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области подлежащим удовлетворению.

Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ,

решил:

Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства.

Обязать администрацию Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок до 3 апреля 2012 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную на территории Волынщинского сельсовета Бековского района Пензенской области местоположением: восточнее от домовладения <адрес>.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья