о понуждении к организации работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры



№ 2-35/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года р.п.Беково

Бековский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Лёвиной Л.В.,

с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области

Книгиной Э.А.,

при секретаре Тараевой Е.В.,

рассмотрев в помещении районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Осину В.А. о понуждении к организации работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в Бековский районный суд Пензенской области с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Осину В.А. о понуждении выполнения работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Бековского района, в том числе в магазине «Продукты», расположенном в <адрес>.

Согласно ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (ред. от 30.11.2011) инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 данного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На территории <адрес> осуществляет свою торговую деятельность индивидуальный предприниматель Осин В. А., который реализует продукты питания и хозяйственные товары населению в магазине «Продукты», принадлежащем ему на праве собственности. На момент проверки в магазине отсутствовала возможность беспрепятственного доступа (входа, выхода) людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, что препятствует осуществлению ими покупок продуктов питания, нарушая тем самым установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством права инвалидов, ущемляя их права на свободное обращение и доступное передвижение в органы социальной инфраструктуры.

В связи с этим прокурор, ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит обязать индивидуального предпринимателя Осина В.А. организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в магазине «Продукты» в <адрес>

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор заявленные требования уточнил и просил обязать индивидуального предпринимателя Осина В.А. организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СанПиН 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения » от 16.07.2001 г №73, а именно установить специальный пандус, бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса и поручень перил к магазины «Продукты» в <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. уточненные заявленные требования поддержала, просила суд заявленные требования удовлетворить и установить срок для исполнения решения – <данные изъяты> с даты вступления решения в законную силу.

Индивидуальный предприниматель Осин В.А., извещенный в срок и надлежащим образом о времени, месте и дне слушания дела, о чём свидетельствует почтовое уведомление о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Осина В.А., не явившегося в судебное заседание.

Из материалов дела следует, что Осин В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии , согласно которому Осин В.А зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.

Из свидетельства серии следует, что ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе Осине В.А., содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно данным свидетельства серии , Осин В.А. ДД.ММ.ГГГГ постановлен на учет в <адрес> и ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика

Осину В.А. принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится магазин «Продукты», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, согласно которому за Осиным В.А. зарегистрировано право собственности на магазин, площадью <данные изъяты>, инв. , расположенного по названному адресу. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись регистрации.

Согласно данным справки о результатах проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов ИП Осиным В.А. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в <адрес> осуществляет торговую деятельность ИП Осин В.А. В магазине «Продукты» реализует продукты питания и хозяйственные товары населению. На момент проверки в данном магазине отсутствовала возможность беспрепятственного доступа (входа, выхода) людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, что препятствует осуществлению ими покупок продуктов питания.

По сообщению главного архитектора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании нежилого здания – магазина «Продукты», расположенного по указанному адресу, выявлено, что для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения вход в магазин не оборудован пандусом. Осмотрев конструкцию крыльца, установлено, что устройство пандуса возможно с соблюдением требований и параметров при его монтаже согласно СанПиН 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В подтверждение заявленных требований прокуратурой представлены фотографии от ДД.ММ.ГГГГ, на которых запечатлен вход к магазину «Продукты», который не оборудован пандусом.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита и поддержка инвалидов, это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизни деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (ред. от 30.11.2011) инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 данного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основным документом, содержащим требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения являются СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73

Согласно п.3.13 названных норм и правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

(В соответствии п. 3.-29- 3-33"СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73)), максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункту 3.18.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.

Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м.

В данном случае вход в магазин «Продукты» для инвалидов-колясочников и маломобильных групп недоступен, что подтверждается материалами дела, в том числе и фотографиями и не опровергаются ответчиком ИП Осиным В.А.. Бездействие ИП Осина В.А., выразившиеся в невыполнении возложенных обязанностей по установке пандусов влечет за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры - магазин «Продукты».

В связи изложенным и буквального толкования нормы ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, к магазину. Отсутствие пандусного съезда у магазина «Продукты» в <адрес> ограничивает доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Факт нарушения доступности магазина «Продукты» для инвалидов нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела и не отрицается ответчиком, при монтаже пандуса согласно СанПиН 35-01-2001 имеется техническая возможность его установки, поэтому заявление прокурора должно быть удовлетворено.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст. 333.19 НК РФ, госпошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц уплачивается в размере 200 рублей. В данном случае прокурором подано исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Следовательно, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ИП Осина В.А., с перечислением в соответствии с ч. 2 ст. 61.1 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 года № 63-ФЗ) в бюджет Бековского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении индивидуального предпринимателя Осина В.А. к организации работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Осина В.А. организовать выполнение работ по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СанПин 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения » от 16.07.2001 г №73 - установить специальный пандус, бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса и поручень перил в магазине «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>.

Установить Индивидуальному предпринимателю Осину В.А. срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ <данные изъяты>, после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать Осина В.А. государственную пошлину в размере <данные изъяты>

На решение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение вынесено 20 февраля 2012 г.

Председательствующий судья