о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства.



№ 2-44/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 г р.п. Беково

Бековский районный суд Пензенской области, в составе:

Председательствующего судьи Лёвиной Л.В.,

с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А.,

при секретаре Тараевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Беково гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в интересах муниципального образования «Миткирейский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «Миткирейский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства.

В нем указал, что прокуратурой Бековского района в ходе проведения проверки исполнения земельного законодательства на территории Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской установлено, что в муниципальной собственности Миткирейского сельсовета находится <данные изъяты> нежилых помещения:

1) общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено <адрес>

2) помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> а, в котором расположено <адрес>

3) помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено <адрес>

Балансодержателем данного имущества является администрация Миткирейского сельсовет Бековского района.

Право собственности на здание по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серия

Право собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серия .

Право собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес> было зарегистрировано <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чём выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серии .

В нарушение действующего законодательства администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участки, расположенные в <адрес>, на котором расположено здание <адрес> в <адрес>, на котором расположено здание библиотеки <адрес> <адрес>, на котором находится здание <адрес> к регистрации права муниципальной собственности на данные земельные участки, чем нарушаются интересы муниципального образования «Миткирейский сельсовет».

В судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства, и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию Миткирейского сельсовета получить свидетельство о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора Книгина Э.А. –уточнила заявленные требования и просила обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области представить в <адрес> заявление и документы, предусмотренные законодательством, на государственную регистрацию права муниципального образования – Миткирейский сельсовет Бековского района Пензенской области на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>; <адрес>. Заявленные требования с учетом уточнения поддержала и подтвердила доводы, изложенные в заявлении.

Представитель муниципального образования «Миткирейский сельсовет» не явился не сообщив о причинах не явки, хотя о времени месте и дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

Представитель администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области – исполняющий обязанности главы администрации Миткирейского сельсовета Страхов В.А. с заявленными требования прокурора согласился полностью, находит их подлежащими удовлетворению. Указав, что выявленные нарушения будут устранены в трехмесячный срок, право собственности на указанные земельные участки будет зарегистрирована в соответствии с действующим законодательством, межевание земельных участков уже имеется, и денежных средств для регистрации права собственности, уплаты государственной пошлины не потребуется, так как администрация освобождена от уплаты госпошлины.

Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Книгину Э.А. --, представителя администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка исполнения земельного законодательства на территории Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности Миткирейского сельсовета находится <данные изъяты> нежилых помещения: общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено <адрес> помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено <адрес> помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположено <адрес> Балансодержателем данного имущества является администрация Миткирейского сельсовет Бековского района. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В нарушении действующего законодательства администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на вышеуказанные земельные участки.

Из реестра муниципальной собственности Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области следует, что объект недвижимости здание <адрес>, здание <адрес>, здание библиотеки, расположенное в <адрес> находятся в муниципальной собственности Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области. Земельные участки в реестре муниципальной собственности администрации названного сельсовета не значатся.

Согласно свидетельств о государственной регистрации прав, право собственности Муниципального образования Миткирейский сельский совет Бековского района Пензенской области на нежилое здание <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> по адресу: <адрес> а и <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведены соответствующие записи регистрации.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное учреждение культуры «Миткирейский сельский библиотечно-досуговый Центр», которое наделено правом оперативного управления муниципальным имуществом.

Нежилые здания: площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>; площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> постановлением главы местного самоуправления Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления закреплены за <адрес>

Право оперативного управления Муниципального учреждения культуры <адрес> на вышеперечисленные нежилые здания зарегистрировано, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данным актов приема-передачи имущества, <адрес> приняло имущество – здание библиотеки, здание <адрес> и здание <адрес>, сведения о земельном участке отсутствуют.

По сообщению администрации Миткирейского сельсовета, земельные участки, с кадастровыми номерами под зданиями: <адрес> находится по адресу: <адрес>; <адрес> находится по адресу: <адрес>; <адрес> находится по адресу: <адрес>, не оформлены. Данные участки подлежат межеванию и постановке на регистрационный учет. Из-за отсутствия денежных средств в бюджете Миткирейского сельсовета эта работа не была проведена вовремя.

В кадастровом плане земельных участков <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеется кадастровый номер земельного участка, расположенного в <адрес> , площадь <данные изъяты>, земельному участку, площадью <данные изъяты>, расположенному в <адрес> присвоен кадастровый номер , земельному участку, расположенному по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> присвоен кадастровый , сведения о правообладателях на данные земельные участки отсутствуют.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.1.2011 № 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов в том числе относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п.10 ст. 3 названного закона, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В ч.1 ст. 131 ГК РФ, указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты...

В соответствии со с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 30.1. п.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением правительства РФ от 30 июня 2006 г № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Миткирейского сельсовета (п.1, пп.7 ст. 21 устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области).

Следовательно, администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Миткирейского сельсовета и полномочиями по обращению с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования – Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области на земельные участки.

В судебном заседании было установлено, что администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные в <адрес>, на котором расположено здание <адрес> в <адрес>, на котором расположено здание библиотеки <адрес> <адрес>, на котором находится здание <адрес> в частности администрация Миткирейского сельсовета Бековсокго района Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования -Миткиреского сельсовета на указанные земельные участки не обращалась, что также не отрицается и представителем администрации Миткирейского сельсовета.

Неисполнение администрацией Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области требований земельного законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает интересы муниципального образования Миткирейский сельсовет Бековского района Пензенской области на владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившегося в несоблюдении требований земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Довод представителя администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, изложенный в письменном сообщении о том, что вышеперечисленные земельные участки не оформлены из-за отсутствия денежных средств в бюджете Миткирейского сельсовета, суд находит необоснованным, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, отсутствие в бюджете муниципального образования Миткирейского сельсовета денежных средств на оформление земельного участка не освобождает администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах муниципального образования «Миткирейский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства, подлежащим удовлетворению.

Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Бековского района в интересах муниципального образования «Миткирейский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательств удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в несоблюдении требований земельного законодательства, и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области представить в <адрес> заявление и документы, предусмотренные законодательством, на государственную регистрацию права муниципального образования – Миткирейский сельсовет Бековского района Пензенской области на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>; <адрес>.

Установить администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ три месяца, после вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья