Дело № 2-58/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 марта 2012 года р.п. Беково Бековский районный суд Пензенской области в составе судьи Смысловой М.В., с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгиной Э.А., при секретаре Балашовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, установил: Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области совместно с государственным инспектором безопасности дорожного движения оГИБДД МО МВД России «Тамалинский» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Мошковского сельсовета Бековского района, в ходе которой установлено, что в нарушении действующего законодательства и п. 3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 администрацией Мошковского сельсовета не выполняются в полной мере требования по содержанию дорог общего пользования в границах населенного пункта в составе сельсовета, в частности на момент проверки не были расчищены от снега проезжая часть дороги улиц <адрес>. Вышеуказанные нарушения напрямую создают угрозу для участников дорожного движения, а также представителей различных служб и ведомств осуществляющих обслуживание населения. Указанные нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения допущены по вине администрации Мошковского сельсовета. Просит признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дороги улиц <адрес>, обязать администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области принять меры по очистке от снега проезжей части дороги улиц <адрес>. В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. заявление поддержала, доводы, изложенные в заявлении, подтвердила. И.о. главы администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области Артомошкина Л.П., действующая на основании решения Комитета местного самоуправления Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации. В заявлении указал, что заявленное требование считает подлежащим удовлетворению. Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгину Э.А., изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела, в частности устава Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области (ст. 1 устава) следует, что Мошковский сельсовет Бековского района Пензенской области является муниципальным образованием. Границы Мошковского сельсовета установлены Законом Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О границах муниципальных образований Пензенской области». В состав территории Мошковского сельсовета входят следующие населенные пункты: <адрес> (ст. 2 устава). Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Из материалов дела, в частности сообщения администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что право муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов <адрес> и <адрес> не оформлено. На учет не поставлены грунтовые дороги по территории Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области в <адрес>: <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты> <адрес>: <адрес> – <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты>., <адрес> – <данные изъяты> <адрес> – <данные изъяты> Согласно п.п. 1, 6, 12 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 07 декабря 2011 года), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Пункт 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 устава Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Мошковского сельсовета, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом Мошковского сельсовета наделенный полномочиями по решения вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления Мошковского сельсовета федеральными законами и законами Пензенской области (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 23 устава Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области). Следовательно, Администрация Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями в области использования автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Мошковского сельсовета и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств. Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. В судебном заседании было установлено, что <адрес> не расчищены от снега, что подтверждается данными справки о результатах проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями главы администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия Администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившегося в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дороги <адрес>. Суд находит бездействие Администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившееся в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дороги <адрес> нарушающим законные права и интересы неопределенного круга лиц, и приходит к выводу о необходимости возложить на Администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по очистке от снега проезжей части дороги <адрес>. При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области подлежащим удовлетворению. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, решил: Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дороги <адрес>. Обязать администрацию Мошковского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по очистке от снега проезжей части дороги <адрес>. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд <адрес> в <данные изъяты> со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья