№ 2-60/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 марта 2012 г р.п. Беково Бековский районный суд Пензенской области, в составе: председательствующего судьи Лёвиной Л.В., с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., при секретаре Тараевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района и понуждении к устранению нарушений и принятии мер по очистке проезжей части дорог от снега, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района и понуждении к устранению нарушений и принятии мер по очистке проезжей части дорог от снега. В нем указал, что прокуратурой Бековского района Пензенской области в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Ивановского сельсовета Бековского района, проведенной совместно с государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Тамалинский», установлено следующее. Основываясь на положениях Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.3.1.7 ГОСТ Р 50507-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», указал, что администрацией Ивановского сельсовета не выполняются в полной мере требования по содержанию дорог общего пользования в границах населенного пункта в составе сельсовета, в частности на момент проверки не были расчищены от снега проезжая часть дороги по <адрес>. Вышеуказанные нарушения напрямую создают угрозу для участников дорожного движения, а также представителей различных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание населения. Указанные нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения допущены по вине администрации Ивановского сельсовета. В порядке ст. 45 ГПК прокурор в интересах неопределенного круга лиц, которых определить невозможно, вправе обратится в суд. В связи с этим в судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дороги по <адрес> Обязать администрацию Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области принять меры по очистке от снега проезжей части дороги по <адрес>. В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Книгина Э.А. поддержала заявленные требовании и подтвердила изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель администрации Ивановского сельсовета Пензенской области не явился. Однако от и.о. главы администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области Олениной Л.А. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в её отсутствие, выразив согласие с заявленными требованиями. Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Пензенской области, изучив мнение заинтересованного лица, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему: Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п.9 ст. 5 этого же Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. По сообщению администрации Ивановского сельсовета Бековского района от ДД.ММ.ГГГГ №, право собственности на автомобильные дороги в границах населенных пунктов Ивановского сельсовета администрацией сельсовета не оформлено. Однако суд приходит к выводу, что проезжая часть дороги по <адрес> является дорогой общего пользования в границах населенных пунктов муниципального образования Ивановский сельсовет. В соответствии с п.1,6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (с изменениями и дополнениями от 07.12.2011 г), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно п.5 ч.1 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; На основании п.5 ч.1 ст.4 Устава Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Ивановского сельсовета, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления деятельности в соответствии с законодательством РФ. В силу ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Из материалов дела следует, что администрацией Ивановского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ заключен с <адрес> договор по расчистке дорог от снега на территории <адрес>. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах поселения - Ивановского сельсовета, и в том числе по <адрес> Пензенского относится к вопросам местного значения и возлагается на администрацию Ивановского сельсовета. Согласно данным "ГОСТа Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину <данные изъяты> В п.3.1.6 названного ГОСТа установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик. В ходе судебного разбирательства было установлено, что <адрес> от снега не расчищены, что подтверждается справкой прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о проведении совместной с государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Тамалинский» проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, не отрицаются и представителем администрации Ивановского сельсовета. Невыполнение администрацией Ивановского сельсовета требований по содержанию дорог общего пользования в границах поселения в свою очередь препятствует автомобильному сообщению населенных пунктов, в том числе и различными службами и ведомствами, обслуживающими население и создает реальную угрозу безопасности дорожного движения. До настоящего времени указанные нарушения администрацией Ивановского сельсовета не устранены. Таким образом, бездействием администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившемся в непринятии мер по очистке от снега проезжей части дорог общего пользования по указанным населенным пунктам нарушаются законные права и интересы граждан, в том числе и проживающих на территории поселения, круг лиц которых индивидуализировать не представляется возможным. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившегося в несоблюдении требований безопасности дорожного движения на территории названной администрации, и приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения. Поэтому заявление прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района и понуждении к устранению нарушений и принятии мер по очистке проезжей части дорог от снега должно быть удовлетворено. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ивановского сельсовета Бековского района и понуждении к устранению нарушений и принятии мер по очистке проезжей части дорог от снега удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по безопасности дорожного движения в границах сельсовета по очистке от снега проезжей части дороги по <адрес>. Обязать администрацию Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области принять меры по очистке от снега проезжей части дорог общего пользования по <адрес>. Установить администрации Ивановского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ <данные изъяты>, после вступления решения суда в законную силу. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения. Мотивированное решение вынесено 11 марта 2012 г. Судья