о признании незаконным бездействия администрации



№ 2-56/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 г р.п. Беково

Бековский районный суд Пензенской области, в составе:

председательствующего судьи Лёвиной Л.В.,

с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А.,

при секретаре Тараевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в интересах муниципального образования «Вертуновский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования «Вертуновский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства.

В нем указал, что прокуратурой Бековского района в ходе проведения проверки исполнения земельного законодательства на территории Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской установлено, что в муниципальной собственности Вертуновского сельсовета находится <данные изъяты> нежилых помещения:

1) общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен сельский дом культуры <адрес>;

2) общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, в котором расположен дом культуры <адрес>.

Балансодержателем данного имущества является администрация Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области.

Право собственности на здание по адресу: <адрес> было зарегистрировано в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серии .

Право собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес> было зарегистрировано в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о государственной регистрации права серия .

В нарушение действующего законодательства администрацией Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные по <адрес>, в котором расположен сельский дом культуры <адрес> и по <адрес>, в котором расположен дом культуры <адрес> к регистрации права муниципальной собственности на данные земельные участки, чем нарушаются интересы муниципального образования «Вертуновский сельсовет».

В судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства, и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию Вертуновского сельсовета получить свидетельство о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок по адресу: <адрес>.

В судебном заседании пом. прокурора Книгина Э.А. уточнила заявленные требования и просила обязать администрацию Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области представить в <адрес> заявление и документы, предусмотренные законодательством на государственную регистрацию права муниципального образования – Вертуновский сельсовет Бековского района Пензенской области на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>. Заявленные требования с учетом уточнения поддержала и подтвердила доводы, изложенные в заявлении.

Представитель муниципального образования «Вертуновский сельсовет» не явился, не сообщив о причинах неявки, хотя о времени, месте и дне слушания дела был извещен надлежащим образом.

Представитель администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области не явился, однако от представителя администрации названного сельсовета Серовой Н.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. С заявленными требованиями прокурора согласна и считает иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., представителя администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что прокуратурой Бековского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения земельного законодательства на территории Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности Вертуновского сельсовета находится <данные изъяты> нежилых помещения: общей площадью <данные изъяты> по <адрес> и общей площадью <данные изъяты> по <адрес>. Балансодержателем данного имущества является администрация Вертуновского сельсовета Бековского района. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В нарушение действующего законодательства администрацией Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на вышеуказанные земельные участки.

По сообщению администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальной собственности Вертуновского сельсовета находятся два здания Дома культуры (<адрес>), право собственности на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке. Постановлением администрации Вертуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ оба здания переданы в оперативное управление <адрес> Земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, поставлены на кадастровый учет, но право собственности на них за муниципальным образованием не зарегистрировано. Данные земельные участки будут оформлены и зарегистрированы в ближайшее время.

Согласно свидетельств о государственной регистрации прав ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, право собственности Муниципального образования Вертуновский сельский совет Бековского района Пензенской области на нежилое здание СДК, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> завод <адрес> и на нежилое здание СДК общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведены соответствующие записи регистрации.

Постановлением администрации Вертуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное учреждение культуры <адрес> которое наделено правом оперативного управления муниципальным имуществом. В том числе нежилым зданием по <адрес> и по <адрес>.

<адрес>» предоставлены земельные участки из земель поселений Вертуновского сельсовета по адресу: <адрес> постоянное бессрочное пользование, площадью <данные изъяты> с кадастровым и земельный участок из земель поселений Вертуновского сельсовета по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> с кадастровым (постановление от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

В кадастровом плане земельных участков <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателях на земельные участки по <адрес> с кадастровым по <адрес> с кадастровым отсутствуют.

Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.1.2011 № 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»), в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, в том числе относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п.10 ст. 3 названного закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

В силу ч.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В ч.1 ст. 131 ГК РФ, указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты...

В соответствии с ч.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 30.1. п.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю утвержден Постановлением правительства РФ от 30 июня 2006 г № 404 «об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Вертуновского сельсовета (п.1, под.3 п.11 ст. 23 устава Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области).

Следовательно, администрация Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Вертуновского сельсовета и полномочиями по обращению с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования – Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области на земельные участки.

В судебном заседании было установлено, что администрацией Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области не было принято мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, расположенные по <адрес> и по <адрес>, в частности, администрация Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования – Вертуновского сельсовета на указанные земельные участки не обращалась, что также не отрицается и представителем администрации Вертуновского сельсовета.

Неисполнение администрацией Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области требований земельного законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает интересы муниципального образования «Вертуновский сельсовет» Бековского района Пензенской области на владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области выразившегося в несоблюдении требований земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения.

Поэтому заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах муниципального образования «Вертуновский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательства должно быть удовлетворено.

Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Бековского района в интересах муниципального образования «Вертуновский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к устранению нарушений земельного законодательств удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области представить в <адрес> заявление и документы, предусмотренные законодательством, на государственную регистрацию права муниципального образования – Вертуновский сельсовет Бековского района Пензенской области на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>.

Установить администрации Вертуновского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ -<данные изъяты> после вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение вынесено 11 марта 2012 г.

Судья