№ 2-79/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 апреля 2012 г р.п. Беково Бековский районный суд Пензенской области, в составе: председательствующего судьи Лёвиной Л.В., с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., при секретаре Тараевой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Беково гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области по выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и понуждении к выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области по выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и понуждении к выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. В нем указал, что прокуратурой Бековского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области в нарушение ст. 22 ФЗ от 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не осуществляет информационное обеспечение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. В статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством о энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Основываясь на положениях статьи 22, статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих установление обязанностей распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представляет собой одно из средств государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установлено, что администрацией Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области распространение в средствах массовой информации тематических теле –и- радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях не осуществляются. Информация в средствах массовой информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержанием многоквартирных домов, а также социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не распространяется, тогда как ст. 22 Федерального закона от 23 ноября 2009 г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать регулярное распространение вышеуказанной информации и социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Невыполнение данных требований законодательства является нарушением интересов государства, в связи с чем не достигаются общественно полезные цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что является недопустимым. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться суд в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В связи с этим в судебном порядке просит признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Просит бязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области обеспечивать регулярное распространение в средствах массовой информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, а также социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В судебном заседании пом. прокурора Книгина Э.А. поддержала и уточнила заявленные требования и обстоятельства, изложенные в заявлении, просив признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и просит обязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области обеспечить распространение в средствах массовой информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, а также социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и предоставить срок для распространения в СМИ указанной информации - 2 месяца. Представитель администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области не явился. Однако – и.о. главы администрации названного сельсовета Макеевой Л.В. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. С заявленными требованиями прокурора согласна и считает их подлежащими удовлетворению. Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему: Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основными принципами правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. В соответствии со ст. 8 этого же закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В статье 14 п.п. 1-6 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 2. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. 3. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: 1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; 2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; 3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий. 4. Значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны отражать: 1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде; 2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; 3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры; 4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; 5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии; 6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения; 7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах; 8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. 5. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. 6. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: 1) энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; 2) энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; 3) энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; 4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; 5) организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами; 6) стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов; 7) увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии; 8) энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом; 9) иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: В п.8,2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 22 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности; организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. 2. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона № 261-ФЗ, установление обязанностей распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности представляет собой одно из средств государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Бековского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства в сфере информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В ходе проверки установлено, что администрацией Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области распространение в средствах массовой информации тематических теле и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях не осуществляется. Информация в средствах массовой информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, а также социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не распространяется. По сообщению администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с неосведомленностью о необходимости распространения информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, данная работа администрацией сельсовета не проводилась. Администрация Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом и, согласно № Устава Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области в соответствии с действующим законодательством, утверждает и реализует муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организует и проводит иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Следовательно, администрация Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по утверждению и реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организует и проводит иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, и по распространению информации в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности. Так же установлено, что администрацией Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в частности о правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, а также социальная реклама в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в средствах массой информации не проводится, что не отрицается и представителем администрации Яковлевского сельсовета, доказательств обратного суду не представлено. Неисполнение администрацией Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ по распространению такой информации в средствах массовой информации нарушает интересы неопределенного круга лиц, круг которых индивидуализировать не представляется возможным, чем не достигаются общественно полезные цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Яковлевского сельсовета, выразившегося в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и приходит к выводу о необходимости в соответствии со ст. 206 ГПК РФ возложить на администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения. Поэтому заявленные требования прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, уточненные помощником прокурора в судебном заседании о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области по выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и понуждении к выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности должно быть удовлетворено. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области по выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и понуждении к выполнению обязанности осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в неосуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Обязать администрацию Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области обеспечить распространение в средствах массовой информации об установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, а также социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Установить администрации Яковлевского сельсовета Бековского района Пензенской области срок для совершения вышеуказанных действий в соответствии со ст. 206 ГПК РФ - 2 месяца после вступления решения суда в законную силу. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения. Мотивированное решение вынесено 06 апреля 2012 г. Судья