№ 2-117/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 апреля 2012 г р.п. Беково Бековский районный суд Пензенской области, в составе: судьи Лёвиной Л.В. с участием пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., при секретаре Тараевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бековского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки. В заявлении указал, что прокуратурой Бековского района в ходе проверки исполнения законодательства об экологической безопасности на территории администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области было выявлено нарушение природоохранного законодательства в части соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. Проведенной проверкой установлено, что на территории администрации Миткирейского сельсовета в <адрес> имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м. Вопреки изложенным правовым нормам, администрацией Миткирейского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В связи с этим просит признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от исполнения предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями законодательства. Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес> В судебном заседании пом. прокурора Книгина Э.А. поддержала заявленное требование и доводы изложенные в заявлении, просив установить срок для ликвидации свалки – <данные изъяты> месяц. Представитель администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области Страхов В.А. в судебном заседании требования прокурора нашел подлежащим удовлетворению пояснил, что часть работ по вывозу ТБО проведена. Выслушав мнение пом. прокурора Бековского района Книгиной Э.А., представителя администрации Страхова В.А., изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему: Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ с изменениями и дополнениями от 07.12.2011 г., к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области зарегистрирована в качестве юридического лица в МИ ФНС № по Пензенской области. В соответствии с п.1 п.2 ст. 21 Устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, администрация Миткирейского сельсовета - исполнительно-распорядительный орган Миткирейского сельсовета, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Миткирейского сельсовета Федеральными законами и законами Пензенской области. Согласно п. 18 ст. 6 Устава Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области к вопросам местного значения сельсовета относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 21 названного Устава, администрация сельсовета осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета сельсовета и осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами и законами Пензенской области, Уставом и решениями Комитета местного самоуправления к полномочиям сельсовета. Следовательно, администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе таких принципов, как: -соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; -обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; -ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В статье 51 данного Федерального закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 г. № 89-ФЗ (в редакции от 21.11.2011 г), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ч.1 п.1 ч.3 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52-ФЗ (в редакции 07.12.2011), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Согласно п.п. 3.1. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. В ходе судебного разбирательства было установлено, что прокуратурой Бековского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка состояния экологической безопасности на территории администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области. В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории администрации Миткирейского сельсовета в <адрес> имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м, что также отражено и в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании установлено, что администрация Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области не исполняет обязанности по исполнению законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в частности положения Устава, федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об отходах производства и потребления»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части по организации работы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора, в частности в <адрес> имеется несанкционированная свалка ТБО, общей площадью около <данные изъяты> кв.м, что также не отрицается и представителем администрации Миткирейского сельсовета и доказательств обратного суду не представлено. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной действующим законодательством организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории администрации. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде нанесения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения неопределенного круга лиц, индивидуализировать который не представляется возможным. В связи с этим суд считает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ возложить на администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения. Поэтому заявление прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки должно быть удовлетворено, администрации Миткирейского сельсовета предоставить срок для ликвидации свалки – <данные изъяты> месяц. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Бековского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области и понуждении к уборке несанкционированной свалки удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от очистки территории от мусора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрацию Миткирейского сельсовета Бековского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов производства и потребления, общей площадью около <данные изъяты> кв.м., расположенную в <адрес> в течение <данные изъяты> месяца после вступления решения суда в законную силу. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пензенский областной суд через Бековский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения. Мотивированное решение вынесено 27 апреля 2012 г. Судья