Дело № 2-134/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 мая 2012 года р.п. Беково Бековский районный суд Пензенской области в составе судьи Смысловой М.В., с участием пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгиной Э.А., при секретаре Балашовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, установил: Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в заявлении, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории Пяшинского сельсовета. В ходе проверки установлено, что на территории администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области имеются автомобильные дороги, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности автомобильные дороги общего пользования местного значения Пяшинского сельсовета: <адрес> общей протяженностью <данные изъяты> В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГПК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Часть 3 данной статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Администрация Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области не принимает каких-либо действенных мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог. Бездействие администрации Пяшинского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью и значительные материальные потери. Просит признать незаконным бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных по адресу: <адрес> и обязать администрацию Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области обратиться в течение <данные изъяты> месяцев в <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных по адресу: <адрес>. В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Книгина Э.А. изменила предмет заявления и просила признать незаконным бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области и обязать администрацию Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области обратиться в течение 18 месяцев в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. Глава администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области Червякова Т.Б., в судебном заседании пояснила, что в настоящее время принимаются меры по оформлению прав на автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования – Пяшинского сельсовет Бековского района Пензенской области, в частности сделаны запросы. Кроме того постановка на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйной вещи требует проведения работ по его описанию в том числе изготовление технического паспорта и межеванию земельного участка. Данные работы являются дорогостоящими и денежные средства на их оплату не предусмотрены бюджетом сельсовета. Просит отказать в удовлетворении заявления, в случае установления законности требований предоставить срок исполнения решения суда до конца 2014 года. Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области ФИО3, главу администрации Пяшинского сельсовета <адрес> ФИО5, изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. К вопросам местного значения поселения согласно пункт 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности предусмотрены ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Подпунктом 5 п. 1 ст. 4 устава Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Пяшинского сельсовета, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области является исполнительно-распорядительным органом Пяшинского сельсовета наделенный полномочиями по решения вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления Пяшинского сельсовета федеральными законами и законами Пензенской области (п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 23 устава Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области). Следовательно, Администрация Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В судебном заседании было установлено, что расположенные на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области автодороги местного значения не имеют собственника, что подтверждается данными уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости – автодороги, расположенные на территории Пяшинского сельсовета, отсутствуют. Так же то обстоятельство, что дороги местного значения, расположенные на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, не имеют собственника и отсутствует лицо, осуществляющие содержание данных дорог, подтверждается данными сообщений департамента государственного имущества Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № сообщений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщений Администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и информацией государственного инспектора <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ч.ч.1,3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. В соответствии с п.п. 4,5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 (ред. от 12 ноября 2004 года) на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В судебном заседании было установлено, что администрация Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области в нарушении действующего законодательства не принимает каких-либо действий по постановке на учет бесхозяйных автомобильных дорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. Бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета <адрес> может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью и значительные материальные потери. В целях устранения допущенного нарушения законодательства суд приходит к выводу о необходимости в соответствии со ст. 206 ГПК РФ возложить на администрацию Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения, а именно в срок - 1 год 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. При указанных обстоятельствах суд находит заявление прокурора Бековского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области подлежащим удовлетворению. Ссылка главы администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области Червяковой Т.Б. о том, что понуждение администрации к обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельность в определении способов решения вопросов местного значения и формировании муниципальной собственности, является несостоятельной, поскольку в судебном заседании было установлен факт неправомерного бездействия администрации Пяшинского сельсовета выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета и данное неправомерное бездействие ведет к наступление тяжелых последствий, в том числе разрушение автомобильных дорог. Довод главы администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области Червяковой Т.Б. о том, что постановка на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйной вещи требует проведения работ по его описанию, в том числе изготовление технического паспорта и межеванию земельного участка и данные работы являются дорогостоящими и денежные средства на их оплату не предусмотрены бюджетом сельсовета, в связи с чем необходимо предоставить срок для обращения с заявление до конца 2014 года суд находит необоснованным на основании следующего. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 года) «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» срок, в течение которого орган или должностное лицо обязано совершить в отношении заявителя конкретные действия необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. Принимая во внимание, что бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета, может повлечь наступление тяжелых последствий, в том числе разрушение автомобильных дорог, увеличение срока исполнения решения суда до конца 2014 года приведет в еще большему ухудшению качества дорог. Прокурор в соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 года № 374-ФЗ) освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, решил: Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области, выразившиеся в выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. Обязать администрацию Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области в срок - 1 год 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в <адрес> с заявлением о постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории Пяшинского сельсовета Бековского района Пензенской области. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения. Судья