П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации г. Спасск 9 сентября 2010 г. Спасский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Камынина Ю.П., с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Пастухова А.Н., подсудимого Тарасова А.В., защитника Звонарева Н.И., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличен от Дата обезличена, при секретаре Основиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении: Тарасова А.В., родившегося Дата обезличена в Адрес обезличен, ..., проживающего: Адрес обезличен, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, У С Т А Н О В И Л: Тарасов А.В. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения Российской Федерации и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Преступление было совершено им при следующих обстоятельствах. Тарасов А.В. Дата обезличена, управляя технически исправным легковым автомобилем марки ОПЕЛЬ-МЕРИВА, регистрационный знак Номер обезличен, принадлежащем ему на праве собственности, следовал по ФАД «УРАЛ М5» в направлении Адрес обезличен, перевозя в качестве пассажира ФИО11 В пути следования на 473 км вышеуказанной автодороги у Адрес обезличен, в нарушение п. 1.5 (ч.1) «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; п. 8.1 (ч.1) «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой», п. 8.2 «Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности»; п. 11.1 ч. 1 «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам» Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, введенных в действие с 1 июля 1994 г., ведя транспортное средство со скоростью, не обеспечивающей водителю возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения, не учел интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения, при установленном правостороннем движении транспортных средств, при совершении маневра обгона впереди идущего транспортного средства - автомобиля марки МЕРСЕДЕС AXOR 1840 LS, регистрационный знак Номер обезличен с полуприцепом марки ШМИТЦ SKO, регистрационный знак Номер обезличен, под управлением водителя ФИО10, не убедившись в безопасности дорожного маневра обгона, пересек прерывистую линию дорожной разметки, выехал на полосу предназначенную для встречного движения, создав тем самым опасность для движения и причинения вреда другим участникам дорожного движения. На 473 +921 м федеральной автодороги М5 «УРАЛ», двигаясь по полосе предназначенной для встречного движения, совершил столкновение с автомобилем ОПЕЛЬ-ВЕКТРА регистрационный знак Номер обезличен, под управлением водителя ФИО18, с находившемся на заднем пассажирском сиденье ФИО19, движущемся во встречном ему направлении по своей полосе движения. В результате дорожно транспортного происшествия водитель автомобиля ОПЕЛЬ_ВЕКТРА, регистрационный знак Номер обезличен ФИО18 получил следующие телесные повреждения: закрытую черепно-мозговую травму-кровоизлияние под мягкой мозговой оболочкой в затылочных долях и в ткани мозжечка; кровоизлияние под мягкими тканями в затылочной области; тупую травму грудной клетки- кровоизлияния под висцеральной плеврой и в ткани легких; следы жидкой крови в плевральных полостях; тупую травму живота - множественные разрывы селезенки; наличие темной крови в брюшной полости 400 мл; обширная забрюшинная гематома; кровоизлияния в брызжейку тонкого кишечника; кровоизлияния в околопочечную клетчатку с обеих сторон; малокровие внутренних органов; обширная скальпированная рана средней треть левого предплечья; множественные ссадины лица, верхней конечности слева; ссадины левого бедра от верхней треть до средней треть по наружной поверхности, ссадины верхней треть обеих голеней по передней поверхности, ссадины обеих стоп по тыльной поверхности. Указанный телесные повреждения в своей совокупности относятся к повреждениям причинившим тяжкий, опасный для жизни вред здоровью и повлекший за собой смерть потерпевшего ФИО18, то есть состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью. Пассажир автомобиля ФИО19 получил следующие телесные повреждения: закрытую черепно-мозговую травму - кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой в затылочной долях и в области мозжечка; кровоизлияние под мягкими тканями в затылочной области; тупую травму грудной клетки- переломы ребер слева 2-3-4-5-6 ребер по заднеподмышечной линии; 3-4-5 ребер в разрывами пристеночной плевры и слабыми кровоизлияниями красного цвета в области разрывов; переломы ребер справа 2-3-4-5-6-7 по заднеподмышечной линии; 3-4-5-6 с разрывами пристеночной плевры и слабыми кровоизлияниями бледно-красного цвета в мягких тканях в зоне переломов; наличие темной крови в плевральных полостях справа 400 мл, слева 300 мл; тупую травму живота; множественные разрывы правой доли печени на базальной поверхности, наличие темной крови в брюшной полости 500 мл., кровоизлияния в корень брызжейки тонкого кишечника, кровоизлияния в околопочечную клетчатку справа; множественные ссадины лба носа, правой щеки; ссадины в проекции левого лучезапястного сустава. Указанные телесные повреждения в своей совокупности относятся к повреждениям причинившим тяжкий, опасный для жизни вред здоровью и повлекший за собой смерть потерпевшего ФИО19, то есть состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью. Тарасов А.В. вину в совершенном преступлении признал полностью и показал, что Дата обезличена, он, управляя автомашиной Опель-Мерива, регистрационный знак Номер обезличен, принадлежащей ему на праве собственности, ехал по автодороге М-5 «Урал» с Адрес обезличен с пассажиром ФИО11. Автомобиль находился в технически исправном состоянии. Проехав Адрес обезличен, в промежутке времени с Дата обезличена, он ехал за грузовой автомашиной, которую решил обогнать. Он выехал на полосу встречного движения и начал обгон. Навстречу ехала автомашина, как ему показалось она находилась на достаточном для обгона расстоянии. Затем во время обгона он близко перед собой увидел свет фар автомобиля, успел повернуть руль влево, произошло столкновение с автомашиной следовавшей во встречном направлении. Его машина перевернулась и оказалась в кювете. Его из автомашины извлек ФИО11, который сказал, что во встречной автомашине погибли 2 человека. Столкновение произошло на полосе встречного движения. Гражданский иск на указанную сумму не признает. Суд находит виновность подсудимого Тарасова А.В. в совершении вышеописанного преступления установленной собранными по делу доказательствами, исследованными и проверенными в судебном заседании Из протокола допроса потерпевшего ФИО24 от Дата обезличена следует, что ФИО18 является его братом, ФИО26 мужем его тети. По возвращению на автомашине из Адрес обезличен в Адрес обезличен на территории Адрес обезличен ФИО18 вместе с пассажиром ФИО26 попали в ДТП и погибли. Он заявляет гражданский иск о взыскании с виновного лица ... компенсации морального вреда и ... материального вреда. л.д. 171-173) По доверенности ФИО24 представляет интересы ФИО32 и потерпевшей ФИО33 л.д.158-159, 178-179) ФИО24 и ФИО33 предъявлены гражданские иски о взыскании с виновного лица в пользу каждого по ... возмещения морального и материального вреда. л.д.174, 185) Свидетель ФИО11 показал, что в Дата обезличена, они с Тарасовым на автомашине Опель-Мерива, которой управлял Тарасов ехали из Адрес обезличен в Адрес обезличен, он сидел на переднем пассажирском сиденье. Внезапно перед собой он увидел вспышку света и произошло столкновение со встречной автомашиной, он увидел что справа была грузовая автомашина, которую по видимому обгонял Тарасов. После столкновения автомашина ушла в кювет перевернулась. Он доставал из автомашины Тарасова. Во встречной автомашине погибли 2 человека. Из протокола допроса свидетеля ФИО10 от Дата обезличена следует, что Дата обезличена, он, управляя автомашиной Мерседес, регистрационный знак Номер обезличен с полуприцепом, регистрационный знак Номер обезличен, следуя по ФАД «Урал» ехал по направлению в Адрес обезличен, проехал Адрес обезличен и поворот на Адрес обезличен. По встречной полосе ехал автомобиль, когда с ним разъехались услышал удар и остановился. Какого-либо удара о свою автомашину не почувствовал. Он понял, что произошло ДТП. На левой обочине по ходу движения на Адрес обезличен находилась автомашина, которая ехала по встречной полосе движения и с которой он разъехался, в ней погибли 2 человека. Вторая автомашина находилась в кювете, водитель и пассажир которой были живы. Осмотрев свой автомобиль он обнаружил, что с левой стороны полуприцепа сзади имеются повреждения заднего фонаря и лакокрасочного покрытия будки. В ходе осмотра было установлено, что его автомашину пытался обогнать водитель на автомашине, которая находилась в кювете, но не смог рассчитать скорость, выехал на полосу встречного движения где и произошло столкновение. л.д. 199-200) В результате осмотра места происшествия было установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло на 473 км + 921 м ФАД М5 «Урал» на территории Адрес обезличен. На данном участке местности были обнаружены с механическими повреждениями автомобили Опель-Мерива, регистрационный знак Номер обезличен и Опель-Вектра регистрационный знак Номер обезличен, в котором находился труп мужчины, а около автомобиля труп еще одного мужчины. л.д.4-27) Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО18 Номер обезличен от Дата обезличена у него имелись телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма-кровоизлияние под мягкой мозговой оболочкой в затылочных долях и в ткани мозжечка; кровоизлияние под мягкими тканями в затылочной области; тупая травма грудной клетки- кровоизлияния под висцеральной плеврой и в ткани легких; следы жидкой крови в плевральных полостях; тупая травма живота - множественные разрывы селезенки; наличие темной крови в брюшной полости 400 мл; обширная забрюшинная гематома; кровоизлияния в брызжейку тонкого кишечника; кровоизлияния в околопочечную клетчатку с обеих сторон; малокровие внутренних органов; обширная скальпированная рана средней треть левого предплечья; множественные ссадины лица, верхней конечности слева; ссадины левого бедра от верхней треть до средней треть по наружной поверхности, ссадины верхней треть обеих голеней по передней поверхности, ссадины обеих стоп по тыльной поверхности. Смерть наступила в результате тупой травмы живота, множественных разрывов селезенки с наличием темной крови в брюшной полости 400 мл; обширной забрюшинной гематомы объемом около 1000 мл.; кровоизлияний в брызжейку тонкого кишечника, кровоизлияний в околопочечную клетчатку с обеих сторон приведшее к малокровию внутренних органов. Телесные повреждения в своей совокупности относятся к повреждениям причинившим тяжкий, опасный для жизни вред здоровью и повлекший за собой смерть потерпевшего ФИО18, то есть состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью. Все телесные повреждения могли быть получены в результате ДТП, от воздействия различных выступающих частей внутри легковой автомашины, при соударении о крышу, панель приборов, рулевое колесо, двери и т.д. При судебно-химическом исследовании крови трупа ФИО18 обнаружено 0,5 %о этилового алкоголя, что у живых лиц соответствует опьянению легкой степени. л.д.93-95) Из заключения судебно-медицинской экспертизы трупа ФИО26 Номер обезличен от Дата обезличена следует, что у него имелись телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма - кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой в затылочной долях и в области мозжечка; кровоизлияние под мягкими тканями в затылочной области; тупая травма грудной клетки- переломы ребер слева 2-3-4-5-6 ребер по заднеподмышечной линии; 3-4-5 ребер в разрывами пристеночной плевры и слабыми кровоизлияниями красного цвета в области разрывов; переломы ребер справа 2-3-4-5-6-7 по заднеподмышечной линии; 3-4-5-6 с разрывами пристеночной плевры и слабыми кровоизлияниями бледно-красного цвета в мягких тканях в зоне переломов; наличие темной крови в плевральных полостях справа 400 мл, слева 300 мл; тупая травма живота; множественные разрывы правой доли печени на базальной поверхности, наличие темной крови в брюшной полости 500 мл., кровоизлияния в корень брызжейки тонкого кишечника, кровоизлияния в околопочечную клетчатку справа; множественные ссадины лба носа, правой щеки; ссадины в проекции левого лучезапястного сустава. Смерть наступила в результате тупой травмы грудной клетки, множественных переломов ребер с обеих сторон с разрывами пристеночной плевры, с наличием темной крови в плевральных полостях справа 400 мл, слева 300 мл; тупой травмы живота; множественных разрывов правой доли печени с наличием темной крови в брюшной полости 500 мл. Указанные телесные повреждения в своей совокупности относятся к повреждениям причинившим тяжкий, опасный для жизни вред здоровью и повлекший за собой смерть потерпевшего ФИО26, то есть состоят в прямой причинной связи с наступившей смертью. Все телесные повреждения могли быть получены в результате ДТП, от воздействия различных выступающих частей внутри легковой автомашины, при соударении о крышу, панель приборов, рулевое колесо, двери и т.д. л.д. 103-105) Нарушение Тарасовым А.В. правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств подтверждается заключением судебно-автотехнической экспертизы Номер обезличен, Номер обезличен от Дата обезличена которой установлено, что в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля Опель-Мерива Тарасов А.В. должен был руководствоваться требованиями пунктов Правил дорожного движения РФ 1.5 ч.1, 8.1 ч.1, 8.2, 11.1 ч.1. л.д.125- 129) Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 были утверждены Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июля 1994 г. согласно п. 1.5 ч.1 которых «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»; п. 8.1 ч.1 «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения», п. 8.2 «Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности»; п. 11.1 ч. 1 «Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам». Виновность Тарасова А.В. также подтверждается протоколом осмотра, постановлением о признании и приобщении к делу вещественных доказательств, копией водительского удостоверения и копией страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства на имя Тарасова А.В. л.д. 201, 202, 152, 153) Суд квалифицирует действия Тарасова А.В. по ч. 5 ст. 264 УК РФ нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения Российской Федерации и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Об этом свидетельствует то, что Тарасов А.В. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения Российской Федерации и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, управляя технически исправным легковым автомобилем марки Опель-Мерива, регистрационный знак Номер обезличен, в нарушение п. 1.5 (ч.1) п. 8.1 (ч.1) п. 8.2 п. 11.1 ч. 1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, введенных в действие с 1 июля 1994 г., ведя транспортное средство со скоростью, не обеспечивающей водителю возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения, не учел интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения, при установленном правостороннем движении транспортных средств, при совершении маневра обгона впереди идущего транспортного средства не убедившись в безопасности дорожного маневра обгона, пересек прерывистую линию дорожной разметки, выехал на полосу предназначенную для встречного движения, создав тем самым опасность для движения и причинения вреда другим участникам дорожного движения. Двигаясь по полосе предназначенной для встречного движения, совершил столкновение с автомобилем Опель-Вектра регистрационный знак Номер обезличен, под управлением водителя ФИО18, с находившемся на заднем пассажирском сиденье ФИО26, движущемся во встречном ему направлении по своей полосе движения, которым в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен тяжкий, опасный для жизни вред здоровью повлекший за собой их смерть. Наличие в крови трупа ФИО18 0,5 %о этилового алкоголя, не свидетельствует о нарушении им Правил дорожного движения состоящего в прямой причинной связи с наступившими общественно-опасными последствия, поскольку он двигаясь по своей полосе движения не создавал опасности другим участникам дорожного движения. Общественно-опасные последствия в виде смерти двух лиц наступили в результате нарушения Тарасовым А.В. Правил дорожного движения Российской Федерации и эксплуатации транспортных средств и состоят в прямой причинной связи. При назначении наказания Тарасову А.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, в том числе смягчающие наказание обстоятельства, а так же влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи. Тарасов А.В. характеризуется положительно. К смягчающим наказание обстоятельствам Тарасова А.В. суд относит совершение преступления впервые, полное признание вины, раскаяние в совершении преступления. Отягчающих наказание обстоятельств не имеется. С учётом характера и степени общественной опасности, последствий совершенного преступления, личности Тарасова А.В., в том числе смягчающих наказание обстоятельств, а так же влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, учитывая его состояние здоровья, наличие на иждивении супруги являющейся инвалидом 2 группы, принимая во внимание, что им не приняты меры к возмещению морального и материального вреда, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы с лишением права управления транспортным средством. Поскольку Тарасов А.В. осуждается за преступление, совершенное по неосторожности, на основании п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание наказание ему следует назначить в колонии-поселении. С учетом того, что подсудимый Тарасов А.В. имеет постоянное место жительства, в отношении него на предварительном следствии была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, оставленная судом без изменения, обязательства по мере пресечения он не нарушал ни на предварительном следствии, ни в суде, суд считает возможным и целесообразным самостоятельное следование Тарасова А.В. в колонию-поселение за счет средств государства, после получения предписания территориального органа уголовно-исполнительной системы по Адрес обезличен. Потерпевшими ФИО24 и ФИО33 заявлены гражданские иски о взыскании с подсудимого в счет компенсации морального и возмещения материального вреда в пользу каждого из них по ..., при этом ими не разграничены суммы компенсации морального вреда и возмещения материального ущерба, доказательства суммы материального ущерба в суд не представлены. Подсудимый в полном объеме не признает гражданские иски. По гражданским искам также необходимо произвести дополнительные расчеты, что потребует отложения судебного разбирательства. В связи с этим суд считает необходимым признать за гражданскими истцами право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307, 308, 309 УПК РФ суд, П Р И Г О В О Р И Л: Признать Тарасова А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 (двух) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством на срок 2 (два) года. Меру пресечения до вступления приговора в законную силу в отношении Тарасова А.В. оставить прежнюю - подписку о невыезде и надлежащем поведении. Обязать территориальный орган уголовно-исполнительной системы по Адрес обезличен не позднее 10 суток со дня получения вступившего в законную силу копии приговора суда вручить осужденному Тарасову А.В. предписание о направлении к месту отбывания наказания, в котором с учетом необходимого для проезда времени установить срок, в течение которого он должен прибыть к месту отбывания наказания и обеспечить его направление в колонию-поселение. После получения предписания территориального органа уголовно-исполнительной системы по Адрес обезличен обязать Тарасова А.В. следовать в колонию-поселение за счет средств государства самостоятельно. Срок отбывания наказания Тарасову А.В. исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение. В срок лишения свободы зачесть время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, из расчета один день следования за один день лишения свободы. Разъяснить осужденному Тарасову А.В., что в соответствии со ст. 75.1 УИК РФ в случае уклонения осужденного от получения предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок он объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденного суд в соответствии с ч. 4.1 ст. 396 и п. 18.1 ст. 78 УПК РФ. При этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания. Признать за гражданскими истцами ФИО24 и ФИО33 право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Вещественные доказательства: штампованный диск в разборе с шиной марки «PIRELLI», размером 185/60 R 1588 Н переднего левого колеса автомашины ОПЕЛЬ-МЕРИВА, регистрационный знак Номер обезличен возвратить Тарасову А.В. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение 10 суток со дня вручения копии приговора и в этот же срок со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы. Председательствующий - Камынин Ю.П.