Обвинительный приговор в отношении Малынова С.В.



ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ Российской Федерации

г. Спасск                                                                                           28 июня 2012 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.

с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Пастухова А.Н.,

подсудимого Малынова С.В.,

защитника Леонтьева В.А., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Основиной Л.И.,

а также потерпевшего ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

Малынова С.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> фактически проживающего: <адрес>, р.<адрес>, ранее судимого:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, п.п. «б, и» ч. 2 ст. 102 УК РСФСР, с применением ч. 1 ст. 40 УК РСФСР к 12 годам лишения свободы.

Постановлением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ приговор ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малынова С.В. был пересмотрен, из его действий исключено указание на неоднократность преступлений и совершение убийства лицом, ранее совершившим умышленное убийство, действия Малынова С.В. квалифицированы по п. «б» ст. 102 УК РСФСР, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ), в остальном приговор оставлен без изменения, освобожден по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Малынов С.В. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Преступление совершено им при следующих обстоятельствах

С.В., ДД.ММ.ГГГГ, управляя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, технически исправным легковым автомобилем марки ФИО18, регистрационный знак , принадлежащим на праве собственности ФИО7, с легковым прицепом марки ФИО45, регистрационный знак , принадлежащим на праве собственности ФИО8, двигался по <адрес>, перевозя в качестве пассажира на переднем пассажирском сиденье ФИО1

В пути следования на <адрес> вышеуказанной дороги, Малынов С.В., ведя транспортное средство со скоростью, не обеспечивающей водителю возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения Российской Федерации, не учел интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения, в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г., введенных в действие с 1 июля 1994 г. (в редакции, действующей на момент совершения преступления), а именно:

п. 1.4 «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»;

п. 1.5 (абзац 1) «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»;

п. 9.1. «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева»

п. 10.1 (абзац 1) «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил», -

при установленном правостороннем движении транспортных средств, не справился с рулевым управлением автомобиля, создав опасность для движения выехал на полосу, предназначенную для встречного движения и двигаясь по ней совершил столкновение с движущимся во встречном ему направлении по своей полосе движения грузовым седельным тягачом марки ФИО20, регистрационный знак с полуприцепом марки ФИО19 регистрационный знак , под управлением водителя ФИО9

В результате чего пассажир автомобиля ФИО18, регистрационный знак ФИО1 получил следующие телесные повреждения: закрытый оскольчатый перелом средней трети правой бедренной кости справа со смещением отломков, которые по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (стойкая утрата общей трудоспособности свыше 30 %) относят к категории тяжкого вреда здоровью; ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушибленные раны лица, которые по признаку кратковременного расстройства здоровья не свыше 21 дня, относят к категории легкого вреда здоровья.

Подсудимый Малынов С.В. показал, что вину в совершении преступления не признает. Он, ДД.ММ.ГГГГ, управляя автомобилем, ФИО18 с прицепом, ехал из <адрес> в <адрес>, на переднем пассажирском сиденье сидел ФИО1, на заднем брат ФИО11. Проехав <адрес> он ехал со скоростью около 70 км/час, автомобиль находился в технически исправном состоянии, он не находился в утомленном состоянии. На проезжей части дороги местами находились снег и наледь. При движении ощутил, что правые колеса автомобиля провалились и автомобиль потянуло на обочину, чтобы не съехать в кювет он повернул руль влево и сбросил скорость, но автомобиль, подталкиваемый прицепом вынесло на полосу встречного движения, где он заглох и не заводился в это время в него врезалась грузовая автомашина, которая двигалась по своей полосе движения, все произошло моментально. Водителя встречного автомобиля виновным в ДТП не считает. В результате ДТП ФИО1 получил телесные повреждения на лице была кровь, жаловался на боли в ноге. Считает, что он полностью выполнил все правила дорожного движения, соблюдал скоростной режим, автомобиль вел в соответствии с дорожными условиями. Матери ФИО1 он передал <данные изъяты>, для проезда к сыну. Гражданский иск не признает.

Суд находит виновность подсудимого Малынова С.В. в совершении описанного выше преступления установленной собранными по делу доказательствами, исследованными и проверенными в судебном заседании.

Из протоколов допроса Малынова С.В. в качестве подозреваемого и обвиняемого следует, что он управлял автомобилем ФИО18, регистрационный знак , не справился с управлением, правое переднее колесо попало в ямку, чтобы не выбросило в кювет он вывернул руль влево, снизил скорость, автомобиль выбросило на полосу встречного движения где и произошло столкновение со встречным грузовым автомобилем ФИО20 удар пришел в правую сторону, в результате этого пассажир его автомобиля ФИО1 получил телесные повреждения. (л.д. 97-102, 199-204)

Таким образом, Малынов С.В. в своих показаниях данных в судебном заседании и на следствии фактически полностью признает вину в совершении преступления.

Потерпевший ФИО1 показал, что ДД.ММ.ГГГГ, на автомобиле ФИО18, под управлением Малынова С.В., он, находясь на переднем пассажирском сиденье ехал из <адрес> в <адрес>. При движении правые колеса автомобиля попали в какую-то ямку, их развернуло и автомобиль оказался на полосе встречного движения, где сразу - же произошло столкновение с грузовым автомобилем, двигавшимся по своей полосе движения. В результате ДТП он получил телесные повреждения в области головы, лица и перелом бедра правой ноги. Кроме этого ему были причинены нравственные страдания, выразившиеся в психических переживаниях, перенесением физической боли, длительным нахождением на лечении, частичной потерей движения, в течение определенного периода времени невозможностью обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, жить полноценной жизнью. Моральный вред он оценивает на сумму <данные изъяты>, материальный на сумму <данные изъяты>, которые просит взыскать с подсудимого, а также взыскать с подсудимого процессуальные издержки, связанные с поездкой в суд.

Из протокола допроса потерпевшего ФИО1 следует, что управляя автомобилем Малынов обгонял транспортные средства, следующие в попутном направлении, он находился на переднем пассажирском сиденье. При движении почувствовал, что автомобиль правыми колесами съехал с проезжей части на обочину, Малынов чтобы не съехать в кювет резко дернул руль в левую сторону, отчего автомобиль стал неуправляемым, вначале выехал на свою полосу движения, затем его развернуло и вынесло на полосу встречного движения под колеса грузового автомобиля, где и произошло столкновение грузового автомобиля с правой стороной автомобиля. От удара он потерял сознание, пришел в себя когда его вытаскивали из автомобиля, ощутил боль в области правого бедра. ( л.д. 157-164)

После оглашения показаний ФИО1 пояснил, что такие показания давал, они являются правдивыми, все указано верно.

Суд находит показания потерпевшего ФИО1 в судебном заседании и на следствии правдивыми, поскольку они объективны, подробны, не противоречивы, соответствуют иным доказательствам по делу.

Свидетель ФИО10 показала, что что её сын ФИО1 ехал из <адрес> на автомобиле под управлением Малынова. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил сын, сообщил, что находится в больнице, так как пострадал в результате ДТП. Через некоторое время пришел Малынов С.В. передал вещи сына и <данные изъяты>. Как произошло ДТП она не знает.

Из протокола допроса свидетеля ФИО9 следует, что ДД.ММ.ГГГГ, он, управляя автомобилем марки ФИО20, регистрационный знак с прицепом, двигался по своей полосе движения, по <адрес> и проезжал территорию <адрес>. Увидел, что ехавший навстречу автомобиль марки ФИО18 с прицепом вначале выехал на обочину, около 5 метров проехал по ней, затем резко с обочины выехал на проезжую часть дороги, пересек под углом свою полосу движения и выехал на его полосу движения, где правой передней часть ударился в левую переднюю часть его автомобиля. В результате дорожно - транспортного происшествия пострадал находившийся на переднем сиденье пассажир автомобиля ФИО18 (л.д.186-189)

Из протокола допроса свидетеля ФИО11 следует, что при движения автомобиля под управлением Малынова С.В. он находился на заднем пассажирском сиденье, в основном спал и как произошло ДТП пояснить не может. ( л.д. 180-182)

При осмотре ДД.ММ.ГГГГ места происшествия <адрес> было зафиксировано, что на левой обочине по ходу движения в сторону <адрес> находится автомобиль марки ФИО18, регистрационный знак у которого деформирована крыша, правая и левая передние стойки, капот, правое переднее крыло, правая передняя и задняя двери, левое и правое крыло, рулевое колесо, передняя панель приборов, отсутствуют: лобовое стекло, боковые стекла, передние блок-фары. Автомобиль марки ФИО20, регистрационный знак с полуприцепом марки ФИО19 регистрационный знак находится на своей полосе движения по направлению в сторону <адрес>, у него деформирована передняя облицовка, передний бампер, радиатор, интерколер, левый угол кабины, декоративное «ухо», табличка регистрационного знака, нижняя подножка, 3 верхних ступени верхней подножки, отсутствует левая противотуманная фара, частично отсутствует крышка АКБ. ( л.д.15-26)

Аналогичные механические повреждения были зафиксированы и при смотре автомобиля ФИО18, регистрационный знак , что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.82-83)

Автомобиль марки ФИО18, регистрационный знак , узел правой передней подвески автомобиля были осмотрены, признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. (л.д.168-171)

Нарушение водителем Малыновым С.В. Правил дорожного движения удостоверяется заключением судебно-автотехнической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в данной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля ФИО20, регистрационный знак с полуприцепом марки ФИО19 регистрационный знак , ФИО9 должен был действовать руководствуясь требованиями п. 10.1 абз. 2 ПДД РФ, водитель автомобиля ФИО18, регистрационный знак , Малынов С.В. должен был действовать руководствуясь требованиями п. 1. 5 абз. 1, п. 9. 1, п. 10. 1 абз. 1 ПДД РФ. Перед моментом ДТП тормозная система и рулевое управление автомобиля ФИО18, регистрационный знак находились в работоспособном состоянии. (л.д. 149-152)

Согласно Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г., введенных в действие с 1 июля 1994 г. (в редакции, действующей на момент совершения преступления):

п. 1.4 «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств»;

п. 1.5 (абзац 1) «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда»;

п. 9.1. «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева»

п. 10.1 (абзац 1) «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

Вышеприведенными доказательствами подтверждается, что дорожно - транспортное происшествие произошло в результате нарушения Малыновым С.В. приведенных положений Правил дорожного движения Российской Федерации и выезда автомобиля, марки ФИО18, под его управлением, на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем марки ФИО20, регистрационный знак , под управлением водителя ФИО9

Причинение в результате дорожно-транспортного происшествия ФИО1 телесных повреждений удостоверяется заключением судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в выводах которой указано, что у ФИО1 выявлены телесные повреждения: закрытый оскольчатый перелом средней трети правой бедренной кости справа со смещением отломков, которые по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (стойкая утрата общей трудоспособности свыше 30 %) относят к категории тяжкого вреда здоровью; ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушибленные раны лица, которые по признаку кратковременного расстройства здоровья не свыше 21 дня, относят к категории легкого вреда здоровья, которые могли быть получены при воздействии различных выступающих частей внутри автомобиля в момент ДТП. ( л.д.90-91)

Собственником автомобиля ФИО18, регистрационный знак , является ФИО7, которым подсудимый управлял на основании доверенности, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства, водительским удостоверением Малынова С.В., доверенностью на имя Малынова С.В. от ФИО7, страховым полисом. (л.д. 53-57)

Суд находит несостоятельными доводы подсудимого в том, что он выбрал безопасный режим движения и не допустил нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, находит это избранным способом защиты с целью смягчения ответственности за совершенное преступление.

В момент ДТП автомобиль ФИО18 регистрационный знак , находился технически исправном состоянии, что подтвердил в суде подсудимый и удостоверено заключением судебно-автотехнической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ

Суд квалифицирует действия Малынова С.В. по ч. 1 ст. 264 УК РФ, поскольку он совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

Об этом свидетельствует, что Малынов С.В., ДД.ММ.ГГГГ, управляя автомобилем марки ФИО18, регистрационный знак , с легковым прицепом марки ФИО45, регистрационный знак , в пути следования на <адрес> ведя транспортное средство со скоростью, не обеспечивающей водителю возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения Российской Федерации, не учел интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения, в нарушение п. 1.4, п. 1.5 (абзац 1), п. 9.1., п. 10.1 (абзац 1) Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г., при установленном правостороннем движении транспортных средств, не справился с рулевым управлением автомобиля, создав опасность для движения выехал на полосу, предназначенную для встречного движения и двигаясь по ней совершил столкновение с движущимся во встречном ему направлении по своей полосе движения грузовым седельным тягачом марки ФИО20 регистрационный знак с полуприцепом марки ФИО19 регистрационный знак , под управлением водителя ФИО9 В результате чего пассажир автомобиля ФИО18, регистрационный знак ФИО1 получил телесные повреждения относящиеся к категории тяжкого вреда здоровью.

Суд считает, что нарушения Малыновым Правил дорожного движения состоят в прямой причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями.

При назначении наказания Малынову С.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

Смягчающим наказание обстоятельством суд признает частичное возмещение причиненного ущерба, наличие на иждивении малолетнего ребенка, фактическое признание вины в совершении преступления.

При этом суд принимает во внимание, что подсудимый характеризуется удовлетворительно.

Для применения ч.1 ст. 62 УК РФ оснований не имеется, так как ущерб потерпевшему полностью не возмещен.

С учётом характера, степени общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого, мнения потерпевшего, смягчающих обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи суд считает необходимым назначить Малынову С.В. наказание в виде лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством.

С учётом характера, степени общественной опасности совершенногопреступления, личности подсудимого, влияние назначенного наказания на исправление и на условия жизни его семьи, смягчающих обстоятельств, суд считает возможным исправление подсудимого Малынова С.В. без отбывания наказания в виде лишения свободы в условиях изоляции от общества, поэтому считает необходимым в соответствии со ст. 73 УК РФ считать назначенное ему наказание в виде лишения свободы условным.

Потерпевшим ФИО1 по делу заявлен гражданский иск о взыскании в его пользу с подсудимого морального вреда в сумме <данные изъяты> и материального вреда в сумме <данные изъяты>.

По делу установлено, что причинением тяжкого вреда здоровью ФИО1 в результате ДТП, ему были причинены нравственные страдания, выразившиеся в психических переживаниях, перенесением физической боли, длительным нахождением на лечении, частичной потерей движения, в течение определенного периода времени невозможностью обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, жить полноценной жизнью.

На основании ст.ст. 1100, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда суд определяет в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда суд учитывает требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать с Малынова С.В. в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

Расходы на проезд к месту рассмотрения уголовного дела из <адрес> в <адрес> в сумме <данные изъяты>., суд относит к судебным издержкам, которые подлежат взысканию с подсудимого.

Поскольку необходимо произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском о возмещении материального ущерба, привлечение к участию в деле других лиц, что требует отложения судебного разбирательства, суд считает необходимым признать за ФИО1 право на удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307, 308, 309 УПК РФ суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Малынова С.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок два года.

На основании ст.73 УК РФ назначенное подсудимому наказание в виде лишения свободы считать условным, установив испытательный срок в 2 (два) года, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ возложить на Малынова С.В. исполнение обязанностей:

не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных;

периодически являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных.

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу в отношении Малынова С.В. оставить прежнюю - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

На основании ст. ст. 1100, 1101 ГК РФ взыскать с Малынова С.В. в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Малынова С.В. в пользу ФИО1 процессуальные издержки в сумме <данные изъяты>.

Признать за ФИО1 право на удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

Вещественные доказательства: автомобиль марки ФИО18, регистрационный знак , узел правой передней подвески автомобиля возвратить Малынову С.В..

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня его провозглашения

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе заявить ходатайство об участии в суде кассационной инстанции в течение десяти суток со дня вручения копии приговора и в этот же срок со дня вручения копии кассационного представления или кассационной жалобы, затрагивающей его интересы.

Осужденный вправе поручить осуществление своей защиты в суде кассационной инстанции избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий - Ю.П. КАМЫНИН