О восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении



                                             РЕШЕНИЕ

                            Именем Российской Федерации

3 ноября 2010 г.                                                               г. Спасск Пензенской области                                                  

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

судьи Кайшевой Л.Н.,

с участием заместителя прокурора Спасского района Пензенской области Пастухова А.Н.,

при секретаре Синотовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района в интересах Дергунова М.Г. к администрации Рузановского сельсовета <адрес> о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района в интересах Дергунова М.Г. обратился в суд с заявлением к администрации Рузановского сельсовета <адрес> о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Дергунов М.Г., участник Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Рузановского сельсовета с заявлением с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, к заявлению приложены необходимые документы. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учёт. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Дергунов М.Г. снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании личного заявления. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О снятии с учёта нуждающегося в улучшении жилищных условий Дергунова М.Г.» постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено. ДД.ММ.ГГГГ администрация Рузановского сельсовета приняла постановление «О внесении изменений в постановление администрации Рузановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», согласно которому из пункта 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ исключены абзацы 5 и 6, касающиеся признания Дергунова М.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий. Фактически Дергунов М.Г. был снят с учёта по инициативе органа местного самоуправления. Дергунов М.Г. является участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем независимо от имущественного положения, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Статья 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в свою очередь устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия. .. по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области № 1870-ЗПО) распространяет свое действие на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Статья 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения установлены в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. Таким образом, решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении должен принять орган местного самоуправления. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» Дергунов М.Г., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет по дате подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям). Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение). Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Дергунов М.Г. был признан нуждающимся в жилом помещении. При решении вопроса об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении орган местного самоуправления обязан был руководствоваться статьей 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В решении о снятии с учета Дергунова М.Г. в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствуют необходимые правовые основания. В учетном деле Дергунова М.Г. имеется акт обследования помещения, датированный ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны сведения о несоответствии жилого дома установленным требованиям, определён физический износ, который составил 60%. В учетном деле Дергунова М.Г. имеются два заключения Комиссии, датированные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, противоречащие друг другу. Для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности должны применяться Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) "Правила оценки физического износа жилых зданий", утвержденные приказом Госстроя СССР от 24 декабря 1986 г. N 446. Согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в табл. 1-71. В любом случае для вывода о наличии физического износа, когда имеет место снижение до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, принимается во внимание износ конструкций, превышающий 60%, когда капитальный ремонт жилого помещения невозможен (61% и более). В рамках проверки, проведенной прокуратурой района по обращению Дергунова М.Г., на основании договора, заключенного от имени Дергунова М.Г. ФИО6 с ФИО11 в лице директора ФИО3, проведено экспертное обследование жилого дома с целью разрешения вопросов: каков процент физического износа принадлежащего Дергунову М.Г. жилого дома. По результатам проведенного исследования составлен акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что физический износ жилого дома <адрес> на момент проведения исследования составляет 67%, что соответствует ветхому техническому состоянию, проживание в доме создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В данном случае жилой дом, принадлежащий Дергунову М.Г., не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Проживание в таком жилом помещении создает реальную угрозу жизни и здоровью участника Великой Отечественной войны Дергунова М.Г. В этой связи заключение о признании жилого помещения, принадлежащего Дергунову М.Г., пригодным для проживания, нельзя признать обоснованным. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Дергунов М.Г. нуждается в жилом помещении, пригодном для проживания и соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям, вследствие чего подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях по первоначальной дате постановки на учет.

В соответствии со ч. 1 ст. 98 ГПК РФ сумма в размере <данные изъяты>, выплаченная истцом эксперту, относится к судебным издержкам, и подлежит взысканию с ответчика.

Просит признать за Дергуновым М.Г. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации Рузановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий»; обязать администрацию Рузановского сельсовета <адрес> восстановить Дергунова М.Г. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с администрации Рузановского сельсовета <адрес> в пользу Дергунова М.Г. судебные издержки в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Пастухов А.Н. заявление поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении.

Истец Дергунов М.Г. заявление прокурора в его интересах поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении. Дополнил, что он с начала Великой Отечественной войны находился на фронте. В битве на Курской дуге был тяжело ранен, ему ампутировали ногу значительно выше колена, возвратился с войны инвалидом. Являясь инвалидом, он много лет работал. Сейчас живёт один в своём доме, является инвалидом войны первой группы. Его дом ветхий и не пригоден для проживания. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Рузановского сельсовета <адрес> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложил к заявлению необходимые документы. К нему приходила комиссия, обследовали дом и признали непригодным для жилья. Его постановили в очередь нуждающегося в получении жилья, но потом сняли с учёта. Он с этим не согласился. Его сын заключил договор с экспертным учреждением, специалист которого с выездом на место тщательно обследовал его дом и выдал заключение, что дом является ветхим проживание в нём создаёт угрозу для его жизни и здоровья. Просит восстановить его в очереди на получение жилого помещения по первоначальной дате постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Дергунова М.Г. ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора в интересах Дергунова М.Г. поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении.

Представитель ответчика - администрации Рузановского сельсовета <адрес> ФИО5 заявление прокурора Спасского района в интересах Дергунова М.Г. признал, объяснив, что Дергунов М.Г., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом Великой Отечественной войны, живёт один в ветхом доме. Сначала Дергунову М.Г. обещали отремонтировать его дом, но это оказалось невозможно. Согласен на восстановление Дергунова М.Г. в очереди на получение жилого помещения по первоначальной дате постановки на учет.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, прокурора, исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявление прокурора Спасского района в интересах Дергунова М.Г. подлежит удовлетворению.

В судебном заседании на основании предоставленных документов установлено, что

Дергунов М.Г., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем независимо от имущественного положения, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия. .. по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО
"Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области № 1870-ЗПО) распространяет свое действие на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Статья 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1).

Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения установлены в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» Дергунов М.Г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учёт.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Дергунов М.Г. снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании личного заявления.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О снятии с учёта нуждающегося в улучшении жилищных условий Дергунова М.Г.» постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

           ДД.ММ.ГГГГ администрация Рузановского сельсовета приняла постановление «О внесении изменений в постановление администрации Рузановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», согласно которому из пункта 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ исключены абзацы 5 и 6, касающиеся признания Дергунова М.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий.                                      

Фактически Дергунов М.Г. был снят с учёта по инициативе органа местного самоуправления.

Из акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что физический износ жилого дома <адрес> на момент проведения исследования составляет 67%, что соответствует ветхому техническому состоянию, проживание в доме создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд считает, что Дергунов М.Г. был необоснованно, в нарушение статьи 56 Жилищного кодекса РФ, исключен из списка нуждающихся в жилом помещении и поставленных на учет ветеранов Великой Отечественной войны.

Дергунов М.Г. проживает в ветхом жилом доме, проживание в котором создает угрозу его жизни и здоровью. Он нуждается в жилом помещении, пригодном для проживания, поэтому подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях по первоначальной дате постановки на учет.

На основании ст. 94 и ч. 1 ст. 98 ГПК РФ сумма в размере <данные изъяты>, выплаченная истцом эксперту, относится к судебным издержкам, и подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд            

                                                           РЕШИЛ:

Заявление прокурора Спасского района в интересах Дергунова М.Г. к администрации сельсовета <адрес> о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.

Признать за Дергуновым М.Г., проживающим по адресу: <адрес>, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рузановского сельсовета <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации Рузановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий».

Обязать администрацию Рузановского сельсовета <адрес> восстановить Дергунова М.Г. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Рузановского сельсовета <адрес> в пользу Дергунова М.Г. судебные издержки в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

СУДЬЯ - Кайшева Л.Н.