О признании права состоять на учете в качестве лица нуждающегося в жилом помещении, признании недейсвительным постановления в части отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет в качес



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск                                                                                                                25 ноября 2010 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.,

при секретаре Основиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артамоновой А.И. к администрации г. Спасска <адрес> о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании недействительным постановления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, о возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении по первоначальной дате постановки на учет,

УСТАНОВИЛ:

Артамонова А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Спасска <адрес> мотивируя тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме по адресу: <адрес> дом ветхий, фундамент потрескался, полы поражены гнилью и жучком, балки прогнулись и покоробились, крыша протекает, окна не утеплены, нет воды, канализации, ванны и туалета. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию города Спасска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но однако ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета. Она просит признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части исключения её из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Спасска <адрес> восстановить её в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ

Истец Артамонова А.И. исковые требования поддержала полностью и пояснила, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида Великой Отечественной войны ФИО10, с которым состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ. Проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, который был построен в ДД.ММ.ГГГГ, а они его купили в ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время дом является ветхим, фундамент потрескался, полы поражены гнилью и жучком, балки прогнулись и покоробились, крыша протекает, окна не утеплены, нет воды, канализации, ванны и туалета. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в администрацию города Спасска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но однако ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета по тем основаниям, что дом соответствует техническим требованиям. Она провела строительную экспертизу, за которую оплатила <данные изъяты> и та подтвердила, что дом является ветхим, процент износа составляет 62%. процент износа. Просит признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части исключения её из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Спасска <адрес> восстановить её в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с администрации г. Спасска судебные расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты>.

Представитель истицы по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме и дала объяснения аналогичные объяснениям истицы.

Представитель ответчика администрации г. Спасска будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав объяснение истицы, показания свидетеля, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Свидетель ФИО5 показал, что истица является его матерью, вдовой инвалида Великой Отечественной войны, проживает по <адрес>. Дом, в котором она проживает, является ветхим, фундамент потрескался, полы поражены гнилью и жучком, балки прогнулись и покоробились, крыша протекает, окна не утеплены, нет воды, канализации, ванны и туалета. ДД.ММ.ГГГГ Артамонова А.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но однако ДД.ММ.ГГГГ была снята с учета по тем основаниям, что дом соответствует техническим требованиям

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В суде установлено, что Артамонова А.И. является членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, проживает в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности по адресу: <адрес>.

На основании ч.1 п.4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии со ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и членом их семей. Действие Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: 1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

Согласно ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления

Статья 56 ЖК устанавливает основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма и иных случаях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 было утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пункт 33 Положения устанавливает, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.п. 43, 44 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 были утверждены Ведомственные строительные нормы. П. 1.2 которых предусматривает, что физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в табл. 1 - 71.

Для вывода о наличии физического износа, когда имеет место снижение до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, строительных конструкций, принимается во внимание износ конструкций, превышающий 60%, когда капитальный ремонт жилого помещения не возможен.

Из материалов дела следует, что заключением комиссии по обследованию жилых помещений отдельных категорий ветеранов, вдов участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение Артамоновой А.И., расположенное по адресу: <адрес> было признано не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям на том основании, что физический износ здания привел к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости отдельных конструкций. Постановлением главы администрации г. Спасска от ДД.ММ.ГГГГ Артамонова А.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.

Повторным заключением комиссии по обследованию жилых помещений отдельных категорий ветеранов, вдов участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение Артамоновой А.И., расположенное по адресу: <адрес> было признано соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям.

Причем первичное заключение комиссии по обследованию жилых помещений отдельных категорий ветеранов, вдов участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ отменено не было.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» Артамонова А.И. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом исследовался вопрос о соответствии жилого помещения Артамоновой А.И., расположенного по адресу: <адрес> предъявляемым к жилым помещениям требованиям.

Истицей в суд был предъявлен акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого физический износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет 62 %. Степени физического износа соответствует оценка технического состояния - ветхое, когда состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих -весьма ветхое. Ухудшения эксплуатационных характеристик жилого дома, возникшие в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, а также отдельных его частей, привели к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости отдельных конструкций и оснований. Проживание в данном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Суд находит несостоятельным и необъективным повторное заключение комиссии по обследованию жилых помещений отдельных категорий ветеранов, вдов участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого жилое помещение Артамоновой А.И., расположенное по адресу: <адрес> было признано соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям, поскольку сведения в нем указанные не соответствует действительности. При его принятии не было учтено фактическое состояние жилого дома и его физический износ.

Суд считает необходимым взять за основу акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку находит его объективным и верным, в нем полно отражено техническое состояние дома, исследованию было подвергнуто внешнее и внутреннее состояние дома, в том числе и в труднодоступных местах, экспертиза проведена специалистом имеющим специальные познания в области строительства, прошедшим подготовку по экспертной специальности «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки».

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Исследованные в суде доказательства позволяют суду сделать вывод, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Артамонова А.И. является лицом нуждающимся в жилом помещении, пригодном для проживания и соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям.

Злоупотреблений жилищными правами со стороны истца судом не установлено.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Перечень оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим.

Судом установлено, что при постановке на учет и при снятии с учета Артамонову А.И. как лица, нуждающегося в жилом помещении она проживала в жилом помещении не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны Артамонову А.И. является нарушением прав истицы на обеспечение её жилым помещением на условиях предоставления по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.

В связи с этим суд считает необходимым признать за истицей право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны Артамонову А.И. и обязать администрацию г. Спасска <адрес> восстановить Артамонову А.И. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Артамоновой А.И. на производство строительной экспертизы понесены расходы в сумме <данные изъяты>, что подтверждается договором возмездного оказания экспертной услуги от ДД.ММ.ГГГГ и счетом от ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает необходимым взыскать с администрации г. Спасска <адрес> в пользу Артамоновой А.И. судебные издержки в сумме <данные изъяты> и государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать за Артамоновой А.И., проживающей по адресу: <адрес> право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации г. Спасска <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны Артамонову А.И..

Обязать администрацию г. Спасска <адрес> восстановить Артамонову А.И. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с администрации г. Спасска <адрес> в пользу Артамоновой А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей: <адрес>, судебные издержки в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с администрации г. Спасска <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

Судья - Камынин Ю.П.