О восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении



                                             РЕШЕНИЕ

                            Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 г.                                                               г. Спасск Пензенской области                                                  

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

судьи Кайшевой Л.Н.,

с участием прокурора Спасского района Пензенской области Волковой Л.В.,

при секретаре Синотовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района в интересах Харитонова И.И. к администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района в интересах Харитонова И.И. обратился в суд с заявлением к администрации Кошелёвского сельсовета Спасского района Пензенской области о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Харитонов И.И., участник и ветеран Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Кошелёвского сельсовета с заявлением с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он не имеет собственного жилья, к заявлению приложены необходимые документы. Харитонов И.И. является участником Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем независимо от имущественного положения, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в свою очередь устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия. .. по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области № 1870-ЗПО) распространяет свое действие на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Статья 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1).

Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения установлены в ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление. Таким образом, решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении должен принять орган местного самоуправления. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» Харитонов И.И., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет по дате подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ (не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения). Основанием для постановки Харитонова И.И. на учёт послужило отсутствие государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по указанному адресу. Выписка из похозяйственной книги, имеющаяся в учётных делах, подтверждает факт наличия у Харитонова И.И. жилого помещения. Для решения вопроса о признании либо непризнании Харитонова И.И. нуждающимися в улучшении жилищных условий должны были приниматься во внимание иные основания, в том числе предусмотренные пп.2-4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия сделала заключение о том, что жилое помещение Харитонова И.И. пригодно для проживания. Указанное заключение комиссии явилось основанием для принятия администрацией Кошелёвского сельсовета <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий», которым Харитонов И.И. был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и снят с учёта. При решении вопроса об исключении из списка нуждающихся в жилом помещении орган местного самоуправления обязан был руководствоваться статьей 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В рамках проверки, проведенной прокуратурой района по обращению Харитонова И.И., на основании договора, заключенного Харитоновым И.И. с ФИО8 в лице директора ФИО3, проведено экспертное обследование жилого дома с целью разрешения вопросов: каков процент физического износа принадлежащего Харитонову И.И. жилого дома. По результатам проведенного исследования составлен акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что физический износ жилого <адрес> на момент проведения исследования составляет 65%, что соответствует ветхому техническому состоянию, проживание в доме создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В данном случае жилой дом, принадлежащий Харитонову И.И., не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Проживание в таком жилом помещении создает реальную угрозу жизни и здоровью участника Великой Отечественной войны Харитонова И.И. В этой связи заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, принадлежащего Харитонову И.И., пригодным для проживания, нельзя признать обоснованным. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Харитонов И.И. нуждается в жилом помещении, пригодном для проживания и соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям, вследствие чего подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях по первоначальной дате постановки на учет. В соответствии со ч. 1 ст. 98 ГПК РФ сумма в размере <данные изъяты>, выплаченная истцом эксперту, относится к судебным издержкам, и подлежит взысканию с ответчика.

Просит признать за Харитоновым И.И., проживающим по адресу: <адрес>, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ; признать недействительным пп.1.1 п.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Харитонова И.И.; обязать администрацию Кошелёвского сельсовета <адрес> восстановить Харитонова И.И. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> в пользу Харитонова И.И. судебные издержки в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании прокурор Спасского района Волкова Л.В. заявление поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении.

Истец Харитонов И.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещён, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, указав, что имеет преклонный возраст, состояние здоровья не позволяет ему явиться в суд, исковые требования прокурора поддерживает полностью, просит решить вопрос о немедленном исполнении решения, так как в федеральном бюджете ассигнования на обеспечение жильём ветеранов ВОВ предусмотрены только в ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещён.

Заслушав прокурора, исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявление прокурора Спасского района в интересах Харитонова И.И. подлежит удовлетворению.

В судебном заседании на основании предоставленных документов установлено, что

Харитонов И.И., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем независимо от имущественного положения, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия. .. по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО
"Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области № 1870-ЗПО) распространяет свое действие на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Статья 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1).

Аналогичные основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения установлены в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» Харитонов И.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учёт.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Харитонов И.И. был снят с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Фактически Харитонов И.И. был снят с учёта по инициативе органа местного самоуправления.

Из акта экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что физический износ жилого <адрес> на момент проведения исследования составляет 65%, что соответствует ветхому техническому состоянию, проживание в доме создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд считает, что Харитонов И.И. был необоснованно, в нарушение статьи 56 Жилищного кодекса РФ, исключен из списка нуждающихся в жилом помещении и поставленных на учет ветеранов Великой Отечественной войны.

Харитонов И.И. проживает в ветхом жилом доме, проживание в котором создает угрозу его жизни и здоровью. Он нуждается в жилом помещении, пригодном для проживания, поэтому подлежит восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях по первоначальной дате постановки на учет.

На основании ст. 94 и ч. 1 ст. 98 ГПК РФ сумма в размере <данные изъяты>, выплаченная истцом эксперту, относится к судебным издержкам, и подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд            

                                                           РЕШИЛ:

Заявление прокурора Спасского района в интересах Харитонова И.И. к администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.

Признать за Харитоновым И.И., проживающим по адресу: <адрес>, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Признать недействительным пп.1.1 п.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> «О внесении изменений в постановление администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий» в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий Харитонова И.И.

Обязать администрацию Кошелёвского сельсовета <адрес> восстановить Харитонова И.И. в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, по первоначальной дате постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Кошелёвского сельсовета <адрес> в пользу Харитонова И.И. судебные издержки в сумме <данные изъяты>

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

СУДЬЯ - Кайшева Л.Н.