О признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании недействительным постанволения в части отказа в признании нуждающеся в жилром помещении и постанолвке на учет, возложении обязанности поставить на учет в качестве л



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск                                                                                                                     17 января 2011 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой А.И. к администрации г. Спасска <адрес> о признании права состоять на учете в качестве лица нуждающегося в жилом помещении, признании недействительным постановления в части отказа в признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет, возложении обязанности поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления,

УСТАНОВИЛ:

Морозова А.И. (от её имени действует опекун ФИО6) обратилась с исковым заявлением к администрации г. Спасска <адрес> мотивируя тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме принадлежащем ей на праве собственности по адресу: <адрес>. Кроме неё в жилом доме зарегистрированы 5 человек, дочь ФИО6, сын ФИО3, сноха ФИО4, внучки ФИО5 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Однако постановлением ФИО9 в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет было отказано, по тем основаниям, что жилая площадь приходящегося на одного члена семьи выше учетной нормы. С постановлением она не согласна, просит признать право на улучшение жилищных условий, признать недействительным постановление ФИО9 об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца опекун ФИО6, уточнив, исковое заявление поддержала и пояснила, что она является опекуном Морозовой А.И., доводящейся ей матерью. Морозова А.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в жилом доме принадлежащем ей на праве собственности по адресу: <адрес>. Кроме матери в жилом доме зарегистрированы 5 человек, она, сын ФИО3, сноха ФИО4, внучки ФИО5 и ФИО4 Собрав необходимые документы Морозова А.И. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Однако постановлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозовой А.И. было отказано, по тем основаниям, что жилая площадь приходящегося на одного члена семьи выше учетной нормы. Она не согласна с вынесенным постановлением. Жилой <адрес> года постройки, за время эксплуатации он подвергся старению, гнили. С целью определения технического состояния дома ею была проведена строительная экспертиза, которая дала заключение о том, что процент износа дома составляет 40%. При проведении экспертизы эксперт не полностью осмотрел подпольное помещение дома, не полностью оценил техническое состояние стен, крыши, полов. Она не была согласна с заключением данной экспертизы и по её ходатайству судом была назначена судебно-строительная экспертиза. Осмотр дома проводился в присутствии представителя ответчика, эксперт полностью осмотрел дом, зафиксировал его объективное физическое состояние, поэтому она считает, что данное заключение является объективным. Поскольку имелись основания для признания Морозовой А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, она просит признать за Морозовой А.И., проживающей по адресу: <адрес> право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «Об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны и постановке на учет» в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозову А.И. и обязать администрацию г. Спасска <адрес> принять Морозову А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по дате подачи заявления о постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с администрации г. Спасска <адрес> судебные издержки, связанные с проведением экспертиз в сумме которую признает необходимым взыскать суд.

Представитель ответчика администрации г. Спасска будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в суд не явился о причинах неявки не уведомил, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.

Суд, выслушав объяснение представителя истца, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В суде установлено, что Морозова А.И. является членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>.

На основании ч.1 п.4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В соответствии со ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") определяет порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и членом их семей. Действие Закона распространяется на следующие категории граждан, определенных Федеральным законом "О ветеранах", проживающих на территории Пензенской области: 1) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, указанные в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона (далее - заявители) (их законные представители), подают в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление.

Согласно ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления

Статья 56 ЖК устанавливает основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма и иных случаях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 было утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Пункт 33 Положения устанавливает, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п.п. 43, 44 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446 были утверждены Ведомственные строительные нормы. П. 1.2 которых предусматривает, что физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков следует оценивать путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в табл. 1 - 71.

Для вывода о наличии физического износа, когда имеет место снижение до недопустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, строительных конструкций, принимается во внимание износ конструкций, превышающий 60%, когда капитальный ремонт жилого помещения не возможен.

ДД.ММ.ГГГГ Морозова А.И. подала заявление в администрацию г. Спасска о постановке на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении.

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, дом в котором проживает Морозова А.И., ДД.ММ.ГГГГ постройки, бревенчатый, крепкий, пристрой кирпичный, стены ровные, полы и потолки крепкие, ровные, окна пластиковые, кровля железная, оснований для признания Морозовой А.И. нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Постановлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны и постановке на учет» Морозовой А.И. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Согласно, имеющегося в материалах учетного дела заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, дом в котором проживает Морозова А.И., пригоден для постоянного проживания.

Суд отвергает данное заключение, находит его ошибочным и необъективным, технически неверным, поскольку при его составлении не принято во внимание техническое состояние дома, строение исследованию не подвергалось, не отмечены конструктивные особенности и недостатки дома, не определен физический износ жилого дома, только при установлении которого можно дать ответ о соответствии или несоответствии жилого помещения техническим требованиям.

Истцом в суд был представлен акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что физический износ жилого дома составляет 40%, техническое состояние удовлетворительное, конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта.

По ходатайству истца судом была назначена и проведена судебно-строительная экспертиза.

Согласно заключения судебно-строительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 67 %. Согласно методики определения физического износа его физический износ соответствует ветхому состоянию строения: «состояние несущих элементов аварийное, а не несущих - весьма аварийное. Ветхое техническое состояние конструкций жилого помещения, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, которое угрожает жизни и здоровью граждан проживающих в жилом помещении, позволяет признать жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

Суд берет за основу данное заключение судебно-строительной экспертизы, поскольку в нем полно отражено техническое состояние дома, исследованию было подвергнуто его внешнее и внутреннее состояние, в том числе и в труднодоступных местах, в то время как в акте экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние дома отражено неполно, что привело к недостоверному экспертному заключению.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком доказательств в опровержение доводов истца не представлено.

Исследованные в суде доказательства позволяют суду сделать вывод, что данное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Проживание в таком жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью граждан. Морозова А.И. нуждается в жилом помещении, пригодном для проживания и соответствующим предъявляемым к жилым помещениям требованиям.

Злоупотреблений жилищными правами со стороны истца судом не установлено.

Судом установлено, что на момент принятия решения об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозову А.И. она проживала в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям.

Отказ администрации г. Спасска <адрес> в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозову А.И., являющейся вдовой участника Великой Отечественной войны, является нарушением прав истицы на обеспечение жилым помещением на условиях предоставления по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством.

В связи с этим суд считает необходимым признать за Морозовой А.И., право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «Об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны и постановке на учет» в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозову А.И. и обязать администрацию г. Спасска <адрес> принять Морозову А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по дате подачи заявления о постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ

На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 ГПК РФ предусматривает, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Морозовой А.И. на производство судебно-строительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, взятой судом за основу, понесены расходы в сумме <данные изъяты>, что подтверждается счетом от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией о приеме платежа в сумме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает необходимым взыскать с администрации г. Спасска <адрес> в пользу истицы судебные издержки в сумме <данные изъяты> и в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Суд не находит оснований для взыскания в пользу истицы расходов в сумме <данные изъяты>, затраченных на оплату экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доводы истицы им не подтверждены, судом оно подвергнуто сомнению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Признать за Морозовой А.И., проживающей по адресу: <адрес> право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 2 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Признать недействительным постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Спасска <адрес> «Об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и вдов участников Великой Отечественной войны и постановке на учет» в части отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет Морозову А.И..

Обязать администрацию г. Спасска <адрес> принять Морозову А.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по дате подачи заявления о постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с администрации г. Спасска Пензенской области в пользу Морозовой А.И. судебные издержки, связанные с проведением экспертизы в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с администрации г. Спасска <адрес> в доход государства государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

Судья - Камынин Ю.П.