Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Спасск 25 января 2011 г. Спасский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Камынина Ю.П., с участием помощника прокурора Спасского района Пензенской области Патеева Р.Ж., при секретаре Синотовой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов инвалидов к администрации Зубовского сельсовета и муниципальному учреждению культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Спасского района Пензенской области в защиту интересов прав инвалидов обратился с заявлением к администрации Зубовского сельсовета и муниципальному учреждению культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> мотивируя тем, что Конституцией закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии с законодательством к вопросам местного значения поселения относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование фондов. На основании ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в состав обязательного экземпляра входят издания для слепых и слабовидящих, издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно графические издания, «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи). Органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта РФ и обязательного экземпляра муниципального образования. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает, что приобретение литературы для инвалидов - для библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления. В результате проведенной проверки законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации было выявлено, что в муниципальном учреждении культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» отсутствует какая-либо научная, учебно-методическая справочно-информационная и художественная литература для инвалидов, в том числе издаваемая на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, чем нарушены требования действующего законодательства о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации, что влечет нарушение их прав и законных интересов. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр», выразившееся в необеспечении инвалидов беспрепятственного доступа к информации и обязать администрацию Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> приобрести для муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» научную, учебно-методическую справочно-информационную и художественную литературу для инвалидов, в том числе издаваемую на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Прокурор заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Представители администрации Зубовского сельсовета ФИО3 и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» ФИО4 исковые требования прокурора признали полностью и дали аналогичные объяснения, пояснив, что согласны с требованиями прокурора, что в библиотеке должна находиться литература для инвалидов. В ближайшее время примут необходимые меры для устранения нарушений законодательства. На территории сельсовета в настоящее время инвалидов нет и поэтому такую литературу не приобретали. Суд, выслушав заключение прокурора, объяснение ответчиков, исследовав доказательства по делу считает, что заявление подлежит удовлетворению. На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьи 45 и 46 предусматривают, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. На основании ст. 14 п.п. 11, 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. В соответствии со ст. 5 Закона в состав обязательного экземпляра входят издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рельефно-графические издания, "говорящие книги", крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи); Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федерации и обязательного экземпляра муниципального образования. В Федеральном Законе «О библиотечном деле» понятие библиотеки это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации; На основании ст. 4 данного Закона видами библиотек являются также муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления. Статья 5 Закона предусматривает, что каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается: созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности. В соответствии со ст. 8 Закона слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, что предусмотрено ст. 10 ФЗ «О библиотечном деле». В обязанности библиотек, на основании ст. 12 данного Закона, входит обеспечение в своей деятельности реализации прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством. В соответствии со ст.ст. 2, 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Согласно Устава муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» - юридическое лицо, а его учредителем является администрация Зубовского сельсовета. При рассмотрении дела судом установлено, что в библиотечно-досуговом центре какой-либо периодической, научной, учебно-методической литературы, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов не имеется, а в бюджете сельсовета средства на оснащение библиотеки для слабовидящих и незрячих граждан периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля не закладывались. Данный вывод следует из объяснений представителей ответчиков, сообщений администрации Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр». Кроме этого отсутствие в муниципальном учреждении культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля подтверждается также справкой по результатам проверки прокуратурой района соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации от ДД.ММ.ГГГГ Исследованные в суде доказательства позволяют суду сделать вывод, что правом слепых и слабовидящих является право на получение информации, которое реализуется в том числе правом на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках, а признание, соблюдение и защита данного права является обязанностью государства. Государством предусмотрено создание с этой целью библиотек, закреплено, что приобретение такой литературы для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления. Суд учитывает, что препятствием к осуществлению данного права слепых и слабовидящих является отсутствие у ответчика периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кроме этого какие-либо действия по приобретению такой литературы ответчиками не предпринимались. Доводы представителей ответчиков в том, что данная литература не востребована, так как на территории сельсовета не имеется слепых и слабовидящих и за получением такой литературы никто не обращался, суд находит неубедительными, поскольку законодательство не исходит из наличия такого обстоятельства в целях исполнения либо неисполнения закона в части обеспечения прав инвалидов на доступ к информации. В связи с этим суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр», выразившееся в необеспечении инвалидов беспрепятственного доступа к информации и обязать ответчиков приобрести для муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» научную, учебно-методическую справочно-информационную и художественную литературу для инвалидов, в том числе издаваемую на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, предусматривающей, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчиков государственную пошлину в доход государства по 100 рублей с каждого. Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр», выразившееся в необеспечении инвалидов беспрепятственного доступа к информации. Обязать администрацию Зубовского сельсовета и муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> приобрести для муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» научную, учебно-методическую справочно-информационную и художественную литературу для инвалидов, в том числе издаваемую на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Взыскать с администрации Зубовского сельсовета <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме 100 рублей. Взыскать с муниципального учреждения культуры «Новозубовский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> государственную пошлину в доход государства в сумме 100 рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд. Судья - Камынин Ю.П.