О признании незаконным бездействия, выразившееся в необеспечении безопасности жизни и здоровья граждан при содержании здания и возложении обязанности по удалению снега и наростов с отмостков кровельного покрытия



.

Дело № 2-62/ 2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Спасск

Пензенской области          «15» февраля 2011 года

Спасский районный суд Пензенской области в составе :

судьи Артамоновой Г.А.,

при секретаре Юдашкиной Т.И.,

с участием прокурора Патеева Р.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в зале районного суда

гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области к МОУ ООШ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившееся в необеспечении безопасности жизни и здоровья граждан при содержании здания, и возложении обязанности по удалению снега и наростов с отмостков кровельного покрытия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе <адрес>, (адрес: <адрес>) (далее в тексте - МОУ ООШ <адрес>).

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о благоустройстве, уборке территорий населенных пунктов и об образовании на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что на крыше здания МОУ ООШ <адрес>, со стороны внутреннего двора, с правой стороны от входа в здание школы имеется наледь в виде сосулек, создающая непосредственную опасность её неконтролируемого схода и падения с крыши, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Согласно ч.1, ч.7 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно п.4.9 Устава школа обязана обеспечить содержание находящегося у неё имущества в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами за счёт средств бюджетного и внебюджетного финансирования. Согласно п.4.3 Устава имущество школы составляют предоставленные на законных основаниях недвижимое, движимое имущество, имущественные права, включая интеллектуальную собственность. Здание МОУ ООШ <адрес>, расположенное по вышеуказанному адресу, на основании решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве оперативного управления за МОУ ООШ <адрес>, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 6.4 Правил внешнего благоустройства, санитарного содержания и уборки территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , во избежание схода с крыш и карнизов зданий снега и наледи в зимний период, крыши должны своевременно очищаться силами и средствами организаций, эксплуатирующих здания. В соответствии с ч.1,ч.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Из чего следует, что возложенная вышеуказанными нормами на МОУ ООШ <адрес> обязанность содержать здание в состоянии, обеспечивающем безопасность в процессе его эксплуатации, фактически не выполняется. Тем самым создается угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» и пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обустройство прилегающих к ним территорий; владеет пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В силу ст. 45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор просит признать незаконным бездействие МОУ ООШ <адрес>, администрации <адрес> и возложить обязанность на МОУ ООШ г Спасска удалить снег и наросты с отмостков кровельного покрытия данной школы.

В судебном заседании помощник прокурора Спасского района Патеев Р.Ж.. заявленное требование поддержал, сославшись на те же доводы. Просил иск полностью удовлетворить.

Представитель ответчика - директор МОУ ООШ <адрес> ФИО3 иск признала частично, поскольку предпринимаются все возможные меры по удалению снега и належи с крыжи здания школы. Тот участок, о котором указано в иске прокурора, находится во дворе школы, куда невозможен доступ техники для удаления снега с крыши здания высотой 15 метров. Считает, что угрозы жизни и здоровью для учащихся школы и посетителей не возникает, поскольку в данной части проход не осуществляется. Между тем согласна, что отмостки крыши не должны иметь снега и наледи.

Представитель третьего лица - администрации <адрес> ФИО4 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) с иском прокурора согласен.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1, п.7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Пунктом 4.9 Устава МОУ ООШ <адрес> установлено, что школа обязана обеспечить содержание находящегося у неё имущества в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами за счёт средств бюджетного и внебюджетного финансирования.

Согласно пункту 4.3 Устава - имущество школы составляют представленные на законных основаниях недвижимое имущество, движимое имущество, имущественные права, включая исключительные права (интеллектуальную собственность).

Материалами дела подтверждается, что на основании решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за МОУ ООШ <адрес>.

Свидетельством о регистрации государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что вышеуказанное нежилое 2-х этажное здание закреплено на праве оперативного управления за МОУ ООШ <адрес>.

Согласно п.6.4 Правил внешнего благоустройства, санитарного содержания и уборки территории <адрес>, утвержденных решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - во избежание схода с крыш и карнизов зданий снега и наледи в зимний период, крыши должны своевременно очищаться силами и средствами организаций, эксплуатирующих здания.

Согласно п.1, п.2 ст.36 Федерального закона от 30.12.2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеприведенного следует, что обязанность содержать здание в состоянии, обеспечивающем безопасность в процессе его эксплуатации возлагается на МОУ ООШ <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ответчиком данная обязанность в полной мере не выполняется.

Согласно протоколу осмотра помещений и территорий от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Спасского района Патеевым Р.Ж., с участием двух понятых и в присутствии директорау школы ФИО3 - на крыше здания школы по <адрес>, со стороны внутреннего двора, с правой стороны от входа в здание школы имеется наледь в виде сосулек, создающая непосредственную опасность её неконтролируемого схода и падения, что создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Данное обстоятельство подтверждается приложенной к протоколу фотографией.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела в суде наледь и снежные наросты с указанного участка отмостков кровельного покрытия школы не устранены. Данное обстоятельство подтвердила директор школы ФИО3

Невыполнение организацией, эксплуатирующей здание требований законодательства о соблюдении требований к благоустройству и уборке территорий населенных пунктов и законодательства об образовании, создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

Таким образом, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и инвалидов.

Доводы прокурора, изложенные в иске, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор (истец) освобожден от уплаты госпошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц,

Поскольку прокурор, являясь истцом освобожден от уплаты госпошлины, то она подлежит взысканию с неосвобожденного от её уплаты ответчика - МОУ ООШ <адрес> в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, выразившееся в необеспечении безопасности жизни и здоровья граждан при содержании здания школы.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу <адрес> удалить снег и наросты с отмостков кровельного покрытия муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы <адрес>, (адрес: <адрес>) государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей с зачислением в доход федерального бюджета (ФИО7, КБК , ИНН , ФИО8).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через районный суд.

Судья      П/П Г.А.Артамонова

.у