. Дело № 2-124/2011г Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Спасск Пензенской области «02» июня 2011 года Спасский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Артамоновой Г.А. при секретаре Юдашкиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по иску Улайкина А.А. к администрации города Спасск <адрес> о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Улайкин А.А. обратился в суд с иском к администрации города Спасск <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя тем, что он является учащимся ФИО7 <адрес>, зарегистрирован в общежитии данного училища по <адрес>. Ранее он воспитывался ФИО7 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья <адрес>, в которое был направлен на основании постановления ФИО9 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Его мать лишена родительских прав решением ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ. Отец записан со слов матери. На основании постановления ФИО11 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ он заканчивает учёбу в ФИО7 и ему негде будет жить. В целях защиты его прав, обеспечения жилой площадью как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в соответствии со ст.57 ЖК РФ, ст.8 п.1 Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании ст. 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006г. №1098-ЗПО просит суд обязать администрацию г.Спасска <адрес> предоставить ему жилое помещение (квартиру). Истец Улайкин А.А. свой иск поддержал, заявленные требования уточнил, просил суд предоставить ему жилое помещение на состав семьи один человек, площадью не менее нормы предоставления, то есть не менее 15 квадратных метров. Представитель ответчика - Администрации г.Спасска - в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен судебной повесткой. В адресованном суду письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО11 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.40). Возражений по иску суду не предоставлены. Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО15, ФИО16, ФИО17 - в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещёны своевременно и надлежащим образом. ФИО18 в адресованном суду отзыве на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагаясь на усмотрение суда. Указывает, что согласно Закону Пензенской области от 22 декабря 2010г. № 1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены субвенции на финансирование обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме 184 844,8 тыс.рублей,(л.д.49). Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Улайкин А.А. родился 18 июня 1992 года.(л.д.7-9). Его мать - ФИО21 является в отношении сына одинокой матерью, решением ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении его она лишена родительских прав (л.д.11-13). Постановлением ФИО23 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Улайкин А.А., оставшийся без попечения родителей, был направлен в образовательное учреждение для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.14). Улайкин А.А. обучался в ФИО7 для детей-сирот <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ окончил 9 классов данной школы, что подтверждается справкой (л.д.16). С <адрес> и по настоящее время он обучается в ФИО7 <адрес>» по очной форме. Срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Улайкин А.А. находится на полном государственном обеспечении, проживает в общежитии данного учебного заведения по <адрес> в <адрес>, где временно зарегистрирован на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.7) Иного жилья истец не имеет. По сообщению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Улайкина А.А. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. (л.д.45). ДД.ММ.ГГГГ Улайкин А.А. обратился в администрацию г.Спасска с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением ФИО11 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Улайкин А.А. был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении на общую очередь за № и специальную очередь воспитанников детских домов за №. ( л.д.17). Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными из администрации г.Спасска, и обозревавшимися в ходе судебного заседания: «Книгой регистрации заявлений граждан о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма»; «Книгой учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. <адрес>» (начата ДД.ММ.ГГГГ), где истец Улайкин А.А. значится на листе 55 в «Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …» за № материалами «Учетного дела Улайкина А.А.»; Постановлениями ФИО11 <адрес> «О перерегистрации граждан, состоящих на учёте для улучшения жилищных условий»: от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.54-55), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.56), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.57-58), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.59-60), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.61-62). На основании п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст.49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов от 08.02.1998г. № 17-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. В соответствии с п. 2 ст.19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» внесены изменения, и согласно статьи 2 которого статья 1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания: Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3) заключение договора социального найма." В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе <адрес>. Таким образом, учитывая, что лицам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления - администрацией г.Спасска, суд приходит к выводу о том, что истец Улайкин А.А., признанный администрацией г.Спасска нуждающимся в предоставлении жилого помещении вне очереди, вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как данная гарантия предусмотрена действующим законодательством. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. На основании ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Решением ФИО28 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека. (л.д.53). Учитывая вышеизложенное, и оценив по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Улайкина А.А. о понуждении администрации г.Спасска к предоставлению ему жилого помещения с нормой жилой площади не менее нормы предоставления, установленной в городе Спасске, то есть не менее 15 кв.метров, обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Улайкина А.А.. удовлетворить. Обязать администрацию города Спасска <адрес> предоставить Улайкину А.А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, то есть не менее 15 квадратных метров, на состав семьи один человек. Взыскать с администрации города Спасска <адрес> государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей с зачислением в доход федерального бюджета (ФИО31 по <адрес>, КБК №, ИНН №, ФИО33). Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Спасский районный суд Пензенской области. Судья П/П Г.А.Артамонова Решение не вступило в законную силу.