О признании частично незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУУПФР



                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                        Именем Российской Федерации

15 июня 2011 г.                                                        г.Спасск Пензенской области

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

судьи Кайшевой Л.Н.,

при секретаре Синотовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красновой Н.Н, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании частично незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР по <адрес>, о включении в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, о назначении пенсии,

                                          УСТАНОВИЛ:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ УПФР) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Красновой Н.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа.

           Краснова Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по <адрес> о признании указанного решения частично незаконным, о включении в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, о назначении пенсии.

Краснова Н.Н. в исковом заявлении указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в ГУ УПФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости за выслугу лет, связанной с лечебной деятельностью. Её стаж работы в должности медицинской сестры на день подачи заявления с учётом нахождения на курсах повышения квалификации составлял 30 лет. В назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы в 30 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав продолжительность специального стажа ей указали 29 лет 9 месяцев 25 дней. Из специального стажа исключили периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С указанным решением она не согласна. Просит признать вышеуказанное решение частично незаконным, обязать включить в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица Краснова Н.Н. свои исковые требования поддержала, сославшись на те же обстоятельства, что изложены в исковом заявлении, дополнила, что с учётом нахождения на курсах повышения квалификации она имеет специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью, 30 лет. На курсы повышения квалификации она выезжала на основании приказов руководителя лечебного учреждения, в этот период за ней сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата. Повышение квалификации ей было необходимо для осуществления лечебной деятельности. Просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ частично незаконным, обязать включить в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика - ГУ УПФР по <адрес> ФИО3 исковые требования Красновой Н.Н. не признала, объяснив, что в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. право на досрочное получение трудовой пенсии по старости имеют граждане, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. На день подачи заявления о назначении пенсии Краснова Н.Н. имела специальный стаж 29 лет 9 месяцев 25 дней, что недостаточно для назначения ей указанной пенсии. Периоды нахождения Красновой Н.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В соответствии с постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 г. были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ РФ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами. П.5 Правил содержит указание, что в специальный стаж включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. К дополнительным отпускам в соответствии с ТК РФ относятся отпуска, которые предоставляются работникам: занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеющим особый характер работы, с ненормированным рабочим днём, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не указаны в данном постановлении. Просит отказать Красновой Н.Н. в удовлетворении исковых требований.

Заслушав объяснения истицы и представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования Красновой Н.Н. подлежат удовлетворению.

В силу подпункта 20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 указанного закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Должности врача, медицинской сестры и фельдшера входят в указанный список.

В указанный список входят больницы всех наименований.

Из трудовой книжки на имя Красновой Н.Н. в сведениях о работе следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время беспрерывно работала медицинской сестрой и фельдшером в ФИО6, ныне ФИО6.

Из приказов по ФИО6 Л от ДД.ММ.ГГГГ, по ФИО6 Л от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Краснова Н.Н. в период её работы медицинской сестрой командировалась на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обучение Красновой Н.Н. на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке подтверждается свидетельством о повышении квалификации, сертификатом.

Суд считает, что ответчик неправомерно исключил из специального стажа, дающего право на получение досрочной пенсии, периоды обучения Красновой Н.Н. на курсах повышения квалификации.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года время обучения на курсах повышения квалификации по специальности засчитывалось в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет.

В соответствии с п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В судебном заседании установлено, что обучение на курсах повышения квалификации для Красновой Н.Н. являлось необходимым и непременным условием для продолжения работы по специальности, обеспечения необходимого уровня знаний и профессиональных навыков.

Суд считает, что периоды нахождения Красновой Н.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а общей продолжительностью 2 месяца 10 дней, подлежат включению в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Отказывая Красновой Н.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии, ответчик необоснованно ограничил её в пенсионных правах, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также равенства всех перед законом.

Статьёй 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Согласно п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение Красновой Н.Н. в пенсионных правах не соответствует целям, указанным в п.3 ст.55 Конституции РФ.

            Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Красновой Н.Н. установлена продолжительность специального стажа 29 лет 9 месяцев 25 дней, что подтвердил представитель ответчика в судебном заседании.

           С учётом нахождения Красновой Н.Н. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью в 2 месяца 10 дней, и включения указанных периодов в специальный стаж на день обращения Красновой Н.Н. в ГУ УПФР по <адрес>, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, она осуществляла лечебную деятельность продолжительностью 30 лет, у неё имеются все условия для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поэтому суд считает необходимым обязать назначить ей указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд            

                                                             РЕШИЛ:

Исковые требования Красновой Н.Н, удовлетворить.

Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Красновой Н.Н, о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, периодов обучения на курсах повышения квалификации, в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> включить Красновой Н.Н, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

                         Судья - Кайшева Л.Н.