О признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии организации и переработки бытовых и промышленных отходов.



Дело № 2-338/ 2011                                                  КОПИЯ

Дело № 2-338/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск

Пензенской области       «21» октября 2011 года

Спасский районный суд Пензенской области в составе :

председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,

при секретаре Юдашкиной Т.И.,

с участием прокурора Пастухова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в зале районного суда

гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, выразившегося в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <адрес>, выразившегося в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в <адрес>.

Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с участием специалистов проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в <адрес>. В ходе чего установлено, что размещением твёрдых бытовых отходов занимается ФИО8 учредителем которого является администрация <адрес>. Объект размещения твёрдых бытовых отходов находится на юго-западной окраине <адрес>, на площади <данные изъяты> с восточной стороны объект частично огорожен дощатым забором, произведена частичная обваловка территории. Свалка эксплуатируется с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований: не производится уплотнение и изоляция отходов, не ведётся учёт поступающих отходов, отсутствует переносное сетчатое ограждение при разгрузке, что способствует распространению лёгких фракций на прилегающие территории, наблюдается сжигание отходов, производится слив жидких отходов на рельеф местности на территории объекта, объект не оборудован шлагбаумом, происходит доступ посторонних лиц на территорию свалки, не организован раздельный сбор отходов по классам опасности, что является нарушениями законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. №131-ФЗ - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения. Пунктом 15 статьи 15 того же закона предусмотрено, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 29 июня 1998 г. № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, к компетенции поселения при обращении с отходами федеральным законодательством отнесена деятельность по сбору и транспортировке отходов. Деятельность по использованию обезвреживанию и размещению отходов является обязанностью муниципального района, что и установлено ст.8 ФЗ № 89-ФЗ, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; а также ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно статье 1 ФЗ №89-ФЗ объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В муниципальном образовании <адрес> объекта размещения отходов не имеется.Согласно п.п.13 п.1 ст.3 Устава муниципального образования <адрес> - к вопросам местного значения относятся организация утилизации и переработки промышленных отходов. Пунктом 1 статьи 22 Устава администрация <адрес> наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения (в том числе полномочиями по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов).Из представленной в прокуратуру информации из администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в бюджете района в ДД.ММ.ГГГГ финансовые средства на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов не предусматривались, что свидетельствует о неисполнении администрацией <адрес> предусмотренной федеральным законодательством обязанности по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Вследствие этого дальнейшее бездействие районной администрации создаёт угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни людей, нарушает права неопределенного круга лиц, приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха.В соответствии с требованиями ч.1 ст.254, ст.45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> - администрации <адрес>; обязать администрацию <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в <адрес>.

В судебном заседании представитель прокуратурыПастухов А.Н. заявление полностью поддержал, сославшись на изложенные в нём доводы. Настаивает на удовлетворении заявленного требования.

Представитель администрации <адрес> ФИО3 (по доверенности ДД.ММ.ГГГГ , действительной по ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением прокурора полностью согласен. При этом пояснил, что в районном бюджете отсутствуют денежные средства для того, чтобы организовать надлежащим образом утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пп.14 п.1 ст.15 того же закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 1 Закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 определено, что отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 29 июня 1998 г. № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно п.п.13 п.1 ст.3 Устава муниципального образования <адрес> - к вопросам местного значения относятся организация утилизации и переработки промышленных отходов.

Сбором, транспортировкой, размещением твёрдых бытовых отходов и мусора на территории <адрес> занимается ФИО8, учредителем которого является администрация <адрес>.

Таким образом, деятельность по использованию обезвреживанию и размещению отходов является обязанностью муниципального района.

В соответствии с актом проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района с участием ФИО10., ФИО11 ФИО12 установлено, что размещением твёрдых бытовых отходов занимается ФИО8, учредителем которого является администрация <адрес>. Объект размещения твёрдых бытовых отходов находится на юго-западной окраине <адрес>, на площади <данные изъяты> с восточной стороны объект частично огорожен дощатым забором, произведена частичная обваловка территории. Свалка эксплуатируется с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований: не производится уплотнение и изоляция отходов, не ведётся учёт поступающих отходов, отсутствует переносное сетчатое ограждение при разгрузке, что способствует распространению лёгких фракций на прилегающие территории, наблюдается сжигание отходов, производится слив жидких отходов на рельеф местности на территории объекта, объект не оборудован шлагбаумом, происходит доступ посторонних лиц на территорию свалки, не организован раздельный сбор отходов по классам опасности.

Данные обстоятельства являются нарушениями законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из имеющейся в материалах дела информации администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в бюджете района в ДД.ММ.ГГГГ финансовые средства на утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов не предусматривались.

Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении администрацией <адрес> обязанности, предусмотренной федеральным законодательством по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Суд исходит из того, что дальнейшее бездействие районной администрации, выразившееся в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в <адрес> создаёт угрозу причинения вреда и наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни людей, нарушает права неопределенного круга лиц, приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха.

Доводы прокурора, изложенные в заявленном требовании, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 206, 255, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Спасского района Пензенской области признать обоснованным и удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> - администрации <адрес>, выразившееся в отсутствии организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в <адрес>

Обязать администрацию <адрес> организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в <адрес>.

Взыскать с администрации <адрес> государственную пошлину в сумме <данные изъяты> с зачислением в доход федерального бюджета (ФИО14, КБК , ИНН , ФИО15

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через районный суд.

Судья П/П     Г.А.Артамонова