. Дело № 2-341/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «02» ноября 2011 года г. Спасск Пензенской области Спасский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Артамоновой Г.А., при секретаре Юдашкиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по иску Косарева А.В. к администрации города Спасск <адрес> о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Косарев А.В. обратился в суд с иском к администрации города Спасск <адрес> о предоставлении жилого помещения вне очереди, мотивируя тем, что он воспитывался в ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ, так как его родители (мать ФИО1, отец ФИО6) были лишены родительских прав по решениям ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Родители умерли. Закрепленного жилья, а также жилья в собственности на территории <адрес> он не имеет. Постановлением администрации г.Спасска от ДД.ММ.ГГГГ № он был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учёт. ДД.ММ.ГГГГ он окончил обучаться в ФИО15 В настоящее время проживает с женой и несовершеннолетней дочерью ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на съёмной квартире по <адрес>. Просит суд обязать администрацию г.Спасска <адрес> предоставить вне очереди ему и его ребёнку жилое помещение. Истец Косарев А.В. иск полностью поддержал, сославшись на изложенные в нём доводы. Дополнил, что когда он был помещён в детский дом, то по решению ФИО30 за ним был закреплен дом по <адрес>, принадлежащий отцу. Он в этом доме зарегистрирован до настоящего времени. Однако дом является ветхим, непригодным для проживания, имеет лишь стены, всё остальное разрушено. Иного жилья не имеет. После выхода из ФИО12, учился в ФИО17, затем в ФИО15 по очной форме обучения, жил в общежитии на полном гособеспечении. ДД.ММ.ГГГГ он женился. После чего с женой стали снимать квартиру, поскольку жить им негде. В ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь. Жена зарегистрирована по прежнему месту постоянного жительства в <адрес>. Дочь зарегистрирована по <адрес>. С момента регистрации брака они сменили несколько съёмных квартир, поскольку везде проживают временно. Он обращался в администрацию г.Спасска с просьбой предоставить ему жильё вне очереди, поскольку имеет на это законное право. Ответчик ему отказал ввиду отсутствия свободного жилья и денежных средств на его приобретение. Поэтому просит суд предоставить ему жилое помещение на состав семьи из двух человек на него и дочь, площадью не менее нормы предоставления в <адрес>, то есть не менее <данные изъяты> Представитель ответчика - Администрации г.Спасска - в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен судебной повесткой (л.д.41). В адресованном суду письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО36 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. (л.д.42). Возражения по иску суду не предоставлены. Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО20, ФИО21, ФИО22 - в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещёны своевременно и надлежащим образом. (л.д.43,44). Представитель ФИО22 сведений о причинах неявки и возражений по делу не предоставил. Представитель ФИО21 (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.46) в адресованном суду письменном заявлении № № от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагаясь при вынесении решения на усмотрение суда. ( л.д.45). ФИО20 в адресованном суду отзыве на исковое заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что согласно Закону Пензенской области от 22 декабря 2010г. № 1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены субвенции на финансирование обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме <данные изъяты>,(л.д.48). Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Косарев А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО1 решением ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении его ( л.д.10). ДД.ММ.ГГГГ она умерла (л.д.13). Его отец ФИО6 был лишен родительских прав по решению того же суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ он умер (л.д.14). На основании решения ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ № Косарев А.В. был направлен на воспитание в ФИО12 За ним было закреплена на праве собственности доля жилого дома, принадлежащего ФИО6 по <адрес>, в котором он проживал вместе с родителями (л.д.10). В <данные изъяты> <адрес> переименован в <адрес>. Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом является непригодным для проживания. (л.д.54). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Косарев А.В. воспитывался в ФИО12 и находился на полном государственном обеспечении как ребёнок, оставшийся без попечения родителей (л.д.15). После чего он продолжил обучение в ФИО17 по очной форме обучения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой учебного заведения № (л.д.52). После этого он продолжил обучение в ФИО15 также по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.22). В период обучения Косарев А.В. также находился на полном государственном обеспечении, проживал в общежитиях данных учебных заведений. ДД.ММ.ГГГГ Косарев А.В. обратился в администрацию г.Спасска с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением ФИО36 от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ( с учетом внесения в него изменений постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.9) Косарев А.В. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди. ( л.д.8-9). Данные обстоятельства подтверждаются документами, представленными из администрации г.Спасска, и обозревавшимися в ходе судебного заседания: «Книгой регистрации заявлений граждан о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма»; «Книгой учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. <адрес>» (начата ДД.ММ.ГГГГ), где истец Косарев А.В. значится на <данные изъяты> в «Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …» за № материалами «Учетного дела Косарева А.В.»; После окончания образовательного учреждения семейное положение Косарева А.В. изменилось. ДД.ММ.ГГГГ он заключил брак с ФИО7 (л.д.18). От данного брака у них ДД.ММ.ГГГГ родился ребенок - дочь ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.19). После регистрации брака со своей семьёй проживает на съёмной квартире по <адрес>. По сообщению Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Косарева А.В. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. (л.д.28). Иного жилья истец не имеет. На основании п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст.49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов от 08.02.1998г. № 17-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. В соответствии с п.2 ст.19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. В соответствии с ч.3 ст.1. Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (в редакции Закона Пензенской обл. от 28.02.2011 N 2040-ЗПО, Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО) - органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3) заключение договора социального найма. Согласно части 1 статьи 5 Закона Пензенской обл. от 12.09.2006г. N 1098-ЗПО - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) проживание в жилом помещении лиц лишенных родительских прав; 3) признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания; Таким образом, в соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе <адрес>. Таким образом, учитывая, что лицам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления - администрацией г.Спасска, суд приходит к выводу о том, что истец Косарев А.В., признанный администрацией г.Спасска нуждающимся в предоставлении жилого помещении вне очереди, вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как данная гарантия предусмотрена действующим законодательством. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. На основании ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом. Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации). Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает. Как следует из содержания Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203, из федерального бюджета на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых (пункт 6 Правил). Косарев А.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по договору социального найма, поэтому у него возникло право на получение по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке. Он имеет несовершеннолетнего ребенка - дочь, которая проживает с ним. В связи с чем суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу с учетом члена его семьи - дочери ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере <данные изъяты> на одного человека. (л.д.32). Учитывая вышеизложенное, оценив по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Косарева А.В. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Косарева А.В. к администрации города Спасск <адрес> о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию города Спасска <адрес> предоставить Косареву А.В. на состав семьи два человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления на двух человек, то есть не менее <данные изъяты> Взыскать с администрации города Спасска <адрес> в пользу Косарева А.В. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Спасский районный суд Пензенской области. Судья П/П Г.А.Артамонова