РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 октября 2011 года г.Спасск Пензенской области Спасский районный суд Пензенской области в составе: судьи Кайшевой Л.Н., при секретаре Синотовой Т.П., с участием прокурора Спасского района Пензенской области Савёлова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта Собрания представителей <адрес>, УСТАНОВИЛ: Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 251 ГПК РФ) об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта - решения Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>». Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Собранием представителей <адрес> принято решение № «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>», утверждено Положение о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес> (далее - Положение). Данное решение принято в рамках компетенции Собрания представителей <адрес>, установленной ст. 33 Федерального закона от 2 марта 2007 № 25-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 1 ч. 4 ст. 18 Устава муниципального района <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и опубликовано в информационном бюллетене ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Спасского района в порядке, установленном ст. 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", проведена антикоррупционная экспертиза решения Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>» и утвержденного названным решением Положения. В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" к числу основных мер по профилактике коррупции относится антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения закреплены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". В целях реализации указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации» от 26 февраля 2010 № 96 утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. При проведении проверки установлено, что вышепоименованным решением утверждено Положение о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес> (далее - Положение). Пункт 2.7 Положения устанавливает, что кадровый резерв формируется, как правило, на конкурсной основе. Отбор кандидатов для зачисления в резерв осуществляется по результатам проведения конкурса документов или собеседования. Поскольку в данном пункте содержится формулировка «как правило», она создает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц), что согласно пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, является коррупциогенным фактором. Указанные нормы Положения не отвечают принципам правовой определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, что противоречит ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции". Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации" в качестве основного принципа муниципальной службы закреплен равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Вместе с тем, наличие вышеуказанной формулировки в п. 2.7 Положения противоречит п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации", создает угрозу дискриминации прав неопределенного круга лиц (граждан - кандидатов на включение в кадровый резерв), нарушает равенство прав и свобод человека и гражданина, право на равный доступ граждан к муниципальной службе, поскольку у администрации при принятии решения имеется возможность необоснованного установления исключений из общего порядка. Просит признать недействующим пункт 2.7 Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>» со дня его принятия. В судебном заседании прокурор Савёлов М.А. заявление поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении. Просит заявление прокурора удовлетворить. Представитель Собрания представителей <адрес> ФИО3 с заявлением прокурора согласен. Заслушав прокурора, объяснение представителя Собрания представителей <адрес>, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципальных образований. В соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В судебном заседании установлено, чтоналичие формулировки «как правило» в пункте 2.7Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>»создает возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц), что согласно пп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, является коррупциогенным фактором и не отвечают принципам правовой определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, что противоречит ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции».Наличие вышеуказанной формулировки в п. 2.7 Положения противоречит п. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 3 мая 2011 г.) "О муниципальной службе в Российской Федерации", создает угрозу дискриминации прав неопределенного круга лиц (граждан - кандидатов на включение в кадровый резерв), нарушает равенство прав и свобод человека и гражданина, право на равный доступ граждан к муниципальной службе, поскольку у администрации при принятии решения имеется возможность необоснованного установления исключений из общего порядка. Поэтому прокурором обоснованно предъявлено требование в порядке главы 24 ГПК РФ, как оспаривание части нормативного правового акта в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Доводы прокурора, изложенные в заявлении, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, поэтому заявление подлежит удовлетворению. Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Спасского района Пензенской области об оспаривании в части нормативного правового акта Собрания представителей <адрес> удовлетворить. Признать недействующим пункт 2.7 Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве муниципальной службы в администрации <адрес>» со дня его принятия. Сообщение о данном решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт, то есть в информационном бюллетене ФИО4 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пензенского областного суда в десятидневный срок с подачей жалобы через районный суд. СУДЬЯ -КАЙШЕВА Л.Н.