О признании действия незаконным и возложении обязанности.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск                                                                                    23 марта 2012 г.

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Камынина Ю.П.,

с участием помощника прокурора Спасского района Пензенской области Савелова М.А.,

при секретаре Основиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области к администрации г. Спасска <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с заявлением к администрации г. Спасска <адрес> области мотивируя тем, что в результате проверки законодательства о безопасности дорожного движения было установлено, что:

для освещения <адрес> протяженностью 1850 метров установлено 27 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 7 светильников, что составляет 25,93% от общего числа, работали - 20 светильников, что составляет 74,07% от общего числа. 10-й и 11-й по счету от <адрес> светильники уличного освещения по <адрес> на момент проверки не работали;

для освещения <адрес> протяженностью 170 метров от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> установлено 2 светильника уличного освещения, из них на момент проверки не работали 2 светильника, что составляет 100% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 500 метров от пересечения с <адрес> установлено 10 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 6 светильников, что составляет 60% от общего числа, работали - 4 светильника, что составляет 40% от общего числа. 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й по счету от пересечения с <адрес> на момент проверки не работали;

для освещения <адрес> протяженностью 950 метров установлено 14 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 7,14% от общего числа, работали - 13 светильников, что составляет 92,86% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1000 метров установлено 18 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 4 светильника, что составляет 22,22% от общего числа, работали - 14 светильника, что составляет 77,78% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1300 метров установлено 16 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 6,25% от общего числа, работали - 15 светильников, что составляет 93,75% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 550 метров установлено 5 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 20% от общего числа, работали - 4 светильника, что составляет 80% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1000 метров установлено 16 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 2 светильника, что составляет 12,5% от общего числа, работали - 14 светильников, что составляет 87,5% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1500 метров установлено 21 светильник уличного освещения, из них на момент проверки не работали 5 светильников, что составляет 23,81% от общего числа, работали - 16 светильника, что составляет 76,19% от общего числа.

Кроме того, уличное освещение в ночное время в период времени с 23 часов 30 минут до 04 часов 30 минут не работает.

Администрацией г. Спасска нарушены нормы законодательства, регулирующие содержание автомобильных дорог муниципального значения, безопасности дорожного движения, благоустройства населенных пунктов.

Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк., доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Нарушениями требований законодательства нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

По информации, полученной из ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ в темное время суток, в том числе, из-за недостаточности уличного освещения в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших в черте <адрес>, скончалось 3 человека.

В результате бездействия администрации города Спасска нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации города Спасска <адрес>, выразившееся в не приведении уличного освещения на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Обязать администрацию города Спасска <адрес> принять меры по приведению уличного освещения на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно произвести замену неработающих светильников уличного освещения, включать уличное освещение в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключать только с наступлением утренних сумерек при естественной освещенности до 10 лк.

Прокурор заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель администрации г. Спасска, глава администрации ФИО4 заявление прокурора признал полностью, пояснил, что действительно администрация города нарушает законодательство о безопасности дорожного движения, благоустройстве населенных пунктов, недостаточное освещение и полное отключение освещения производится из-за дефицита средств.

Представитель ФИО6 будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в суде не явился, о рассмотрении дела без его участия и об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.

Суд, выслушав заключение прокурора, объяснение представителя муниципального органа, исследовав доказательства по делу считает, что заявление подлежит удовлетворению.

На основании ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьи 45 и 46 предусматривают, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исследованными по делу доказательствами установлено что:

для освещения <адрес> протяженностью 1850 метров установлено 27 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 7 светильников, что составляет 25,93% от общего числа, работали - 20 светильников, что составляет 74,07% от общего числа. 10-й и 11-й по счету от переулка Заводского светильники уличного освещения по <адрес> на момент проверки не работали;

для освещения <адрес> протяженностью 170 метров от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> установлено 2 светильника уличного освещения, из них на момент проверки не работали 2 светильника, что составляет 100% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 500 метров от пересечения с <адрес> установлено 10 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 6 светильников, что составляет 60% от общего числа, работали - 4 светильника, что составляет 40% от общего числа. 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й по счету от пересечения с <адрес> на момент проверки не работали;

для освещения <адрес> протяженностью 950 метров установлено 14 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 7,14% от общего числа, работали - 13 светильников, что составляет 92,86% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1000 метров установлено 18 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 4 светильника, что составляет 22,22% от общего числа, работали - 14 светильника, что составляет 77,78% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1300 метров установлено 16 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 6,25% от общего числа, работали - 15 светильников, что составляет 93,75% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 550 метров установлено 5 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работал 1 светильник, что составляет 20% от общего числа, работали - 4 светильника, что составляет 80% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1000 метров установлено 16 светильников уличного освещения, из них на момент проверки не работали 2 светильника, что составляет 12,5% от общего числа, работали - 14 светильников, что составляет 87,5% от общего числа;

для освещения <адрес> протяженностью 1500 метров установлено 21 светильник уличного освещения, из них на момент проверки не работали 5 светильников, что составляет 23,81% от общего числа, работали - 16 светильника, что составляет 76,19% от общего числа.

Автомобильные дороги на <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> являются муниципальной собственностью <адрес>.

Данный вывод суда следует из объяснений сторон, акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ответом администрации г. Спасска от ДД.ММ.ГГГГ, признан и не оспаривается представителем администрации города.

Кроме того, уличное освещение в ночное время с 23 часов 30 минут до 4 часов 30 минут, не работает, что подтверждается ответом администрации города Спасска от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно требованиям пп. 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

В соответствии с пп. 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Согласно пп. 4.6.4 ГОСТ Р 50597-93, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Суд считает, что наличие на <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> менее 95% работающих светильников уличного освещения, наличие на <адрес>, <адрес>, <адрес> двух неработающих светильников уличного освещения подряд, полное отключение уличного освещения в период времени с 23 часов 30 минут до 4 часов 30 минут свидетельствует о несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании внутримуниципальных дорог, а также по организации благоустройства территории поселения администрацией г. Спасска <адрес>

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Прокурор имел право на обращение в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку невыполнение требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установленных государственных стандартов нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Так, согласно справки ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в темное время суток, в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших в черте <адрес>, скончалось 3 человека, условиями сопутствующими совершению ДТП явилось недостаточное освещение мест происшествий.

Суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации города Спасска <адрес>, выразившееся в не приведении уличного освещения на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и обязать администрацию города Спасска <адрес> области принять меры по приведению уличного освещения на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно произвести замену неработающих светильников уличного освещения, включать уличное освещение в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключать только с наступлением утренних сумерек при естественной освещенности до 10 лк.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации г. Спасска <адрес>, выразившееся в не приведении уличного освещения на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать администрацию г. Спасска <адрес> принять меры по приведению уличного освещения на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно произвести замену неработающих светильников уличного освещения, включать уличное освещение в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключать только с наступлением утренних сумерек при естественной освещенности до 10 лк.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Пензенский областной суд через районный суд.

Судья- КАМЫНИН Ю.П.