О пизнании бездействия незаконным и возложении обязанности.



                                                  РЕШЕНИЕ

                                      Именем Российской Федерации

19 апреля 2012 года                                                    г.Спасск Пензенской области

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

судьи Кайшевой Л.Н.,

при секретаре Юдашкиной Т.И.,

с участием прокурора Спасского района Пензенской области Пастухова А.Н.,                                 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> и возложении обязанности,

                                                           УСТАНОВИЛ:

Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> и возложении обязанности.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Спасского района в порядке надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> расположенном по адресу: <адрес>. В результате проведенной проверки прокуратурой района выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ), указанные правила обязательны для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности. Пунктом 4 ППБ установлено, что руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара. В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Вместе с тем, в нарушение п. 39 ППБ на момент проверки в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, как организации с массовым пребыванием людей, отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; в нарушение п. 98 ППБ автоматическая установка пожарной сигнализации на момент проверки находилась в выключенном состоянии: индикатор «Подсобное помещение СДК, кабинет директора СДК, лестница», мигают красным цветом, что свидетельствует о наличии неисправностей. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия. Фактически бездействие должностных лиц муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей, в том числе несовершеннолетних, пользующихся услугами учреждения, повреждению имущества граждан и юридических лиц в результате пожара, негативно сказывается на антитеррористической защищенности помещения. Выявленные нарушения ставят под угрозу безопасные условия труда, жизнь и здоровье персонала учреждения и находящихся в нем граждан, уменьшают степень защищенности указанных граждан при совершении террористических актов и при случайном возгорании. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и, в силу различных причин, меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. В соответствии с п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, выразившееся в неисполнении требований Правил пожарной безопасности в РФ, и обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес> устранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; содержать автоматическую установку пожарной сигнализации в исправном состоянии.

В судебном заседании прокурор Пастухов А.Н. заявление поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении. Просит заявление прокурора удовлетворить.

       Представитель муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский библиотечно-досуговый центр» <адрес> ФИО4 с заявлением прокурора согласна, объяснив, все нарушения Правил пожарной безопасности будут устранены.

       Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч.1 ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.

При этом в силу части 2 той же статьи прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть граждан, проживающих в муниципальном образовании.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов     местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ), указанные правила обязательны для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности.

В судебном заседании установлено, что вопреки требованиям п. 39 ППБ на момент проверки в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, как организации с массовым пребыванием людей, отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; в нарушение п. 98 ППБ автоматическая установка пожарной сигнализации на момент проверки находилась в выключенном состоянии: индикатор «Подсобное помещение СДК, кабинет директора СДК, лестница», мигают красным цветом, что свидетельствует о наличии неисправностей. Бездействие директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, выразившееся в неисполнении требований Правил пожарной безопасности в РФ, может повлечь за собой трагические последствия, связанные с гибелью людей, в том числе несовершеннолетних, пользующихся услугами учреждения; повреждению имущества граждан и юридических лиц в результате пожара; негативно сказывается на антитеррористической защищенности помещения; ставят под угрозу безопасные условия труда, жизнь и здоровье персонала учреждения и находящихся в нем граждан, может привести к увеличению объёма негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, жизнь и здоровье неопределённого круга лиц могут быть поставлены под угрозу.

Поэтому прокурором обоснованно предъявлено требование в порядке главы 25 ГПК РФ как оспаривание бездействия должностного лица в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Доводы прокурора, изложенные в заявлении, являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, поэтому заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ч.3, ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в течение трёх месяцев со дня получения решения.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, ч.2 ст.206, 255, 257-

258 ГПК РФ, суд

                                            РЕШИЛ:

Заявление прокурора Спасского района Пензенской области признать обоснованным и удовлетворить.

Признать незаконным бездействия директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, выразившееся в неисполнении Правил пожарной безопасности в РФ.

Обязать директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Веденяпинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трёх месяцев со дня получения решенияустранить имеющиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны; содержать автоматическую установку пожарной сигнализации в исправном состоянии.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через районный суд.

                                   СУДЬЯ - Л.Н. КАЙШЕВА