Именем Российской Федерации г. Спасск 23 апреля 2012 г. Спасский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Камынина Ю.П., при секретаре Основиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новикова Д.Ф. к администрации г. Спасска <адрес> о предоставлении жилья, УСТАНОВИЛ: Новиков Д.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Спасска <адрес> мотивируя тем, что он воспитывался в детском доме <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его родители были лишены родительских прав, он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации г. Спасска с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди. В настоящее время он обучается на третьем курсе ФИО9 которое заканчивает ДД.ММ.ГГГГ, жить ему будет негде. Жилое помещение не предоставлено, он просит рассмотреть вопрос о внеочередном предоставлении ему жилья. В судебном заседании истец Новиков Д.Ф. исковое заявление поддержал полностью по основаниям изложенным в исковом заявлении, уточнил исковые требования и просил обязать администрацию города Спасска предоставить ему благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на состав семьи из одного человека. Он дал объяснения и привел доводы указанные им в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации г. Спасска будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу иска не привел. Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, - ФИО10, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, возражений относительно исковых требований не представил. В письме для сведения указывает, что в соответствии с законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные государственные полномочия переданы для исполнения органам местного самоуправления. Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, - ФИО11, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. В письме оставляет разрешение спора на усмотрение суда. Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, - ФИО12 будучи надлежащим образом уведомлен о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письме оставляет разрешение спора на усмотрение суда. Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, - ФИО13, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. В письме оставляет разрешение спора на усмотрение суда указывая, что согласно ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, при наступлении указанных условий, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся с расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Статья 4.1 Закона Пензенской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» от 12 сентября 2006 г. № 1098-ЗПО. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, а также имеющие закрепленное жилое помещение при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. В силу ч. 3 ст. 1 ЗПО-№ 1176 от 22 декабря 2006 г. «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в ст. 4.1 Закона о социальной поддержке детей-сирот: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. В настоящее время согласно ЗПО-№2173 от 21 декабря 2011 г. «О бюджете Пензенской области на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление указанных выше полномочий предусмотрено <данные изъяты>, которые расходуются согласно постановления Правительства Пензенской области от 26 декабря 2008 г. № 929-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009-2013 годы» Суд, выслушав объяснения истца, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Новиков Д.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся воспитанником детского дома. ДД.ММ.ГГГГ решением ФИО14 родители Новикова Д.Ф. ФИО1 и ФИО2 в отношении него были лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 было вынесено постановление о направлении Новикова в образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Согласно справки ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ Новиков ДФ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ФИО16 и находился на полном государственном обеспечении, как ребенок оставшийся без попечения родителей. В настоящее время Новиков Д.Ф. является учащимся ФИО9, проживает в общежитии училища. В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Новиков Д.Ф. заканчивает обучение в учреждении профессионального образования. Закрепленного жилья Новиков Д.Ф. не имеет, что подтверждается ответом начальника отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и усматривается из личного дела Новикова Д.Ф. Согласно исследованного в судебном заседании учетного дела на Новикова Д.Ф., как лица нуждающегося в предоставлении жилого помещения постановлением ФИО24 № от ДД.ММ.ГГГГ Новиков Д.Ф. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в общую очередь за №, спец. очередь воспитанников детских домов за №. Из постановления ФИО24 № от ДД.ММ.ГГГГ «О перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» следует, что Новиков Д.Ф. стоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений вне очереди под № ФИО24 Новикову Д.Ф. ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ за № из которого следует, что он будет обеспечен жильем по мере выделения денежных средств из бюджета <адрес> на приобретение жилых помещений для детей-сирот. В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п. 1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Новикова Д.Ф. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры обоснованы по следующим основаниям. Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 2 указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Статья 4.1 Закона Пензенской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» от 12 сентября 2006 г. № 1098-ЗПО. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, а также имеющие закрепленное жилое помещение при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. В силу ч. 3 ст. 1 ЗПО-№ 1176 от 22 декабря 2006 г. «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в ст. 4.1 Закона о социальной поддержке детей-сирот: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. В настоящее время согласно ЗПО-№2173 от 21 декабря 2011 г. «О бюджете Пензенской области на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 годов» на осуществление указанных выше полномочий предусмотрено <данные изъяты>, которые расходуются согласно постановления Правительства Пензенской области от 26 декабря 2008 г. № 929-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009-2013 годы» Пунктом 3 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 указанного выше Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1176-ЗПО органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области. Согласно п. 1 ст. 14 данного Закона предусмотрено, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1- 4, 5.1, 9 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций. Таким образом, учитывая, что лицам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий жилые помещения предоставляются по договорам социального найма органом местного самоуправления - администрацией г. Спасска, суд приходит к выводу о том, что истец Новиков Д.Ф., состоящий в администрации г. Спасска на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. Таким образом, учитывая, что истец не обеспечен жилой площадью, включён в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, суд считает, что требования Новикова Д.Ф. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Обязать администрацию г. Спасска <адрес> предоставить Новикову Д.Ф. жилое помещение в виде отдельной квартиры с нормой жилой площади на состав семьи 1 (один) человек. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Пензенский областной суд через районный суд.