О признании бездейсвия незаконным и возложении обязанности



                                             Р Е Ш Е Н И Е

                              Именем Российской Федерации

15 июня 2011 г.                                                     г. Спасск Пензенской области                                                                                                                        

Спасский районный суд Пензенской области в составе:

судьи Кайшевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Спасского района Пензенской области Патеева Р.Ж.,

при секретаре Синотовой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Веденяпинского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Веденяпинского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, мотивируя это тем, что на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» имеется узел гидротехнического сооружения (ГТС) на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м., собственник и балансодержатель которого неизвестен. В настоящее время ГТС находится в удовлетворительном состоянии, потенциальной опасности не представляет, однако непринятие необходимых (в том числе финансовых) мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения неизбежно приведет к опасности возникновения аварии на ГТС. Отсутствие собственника и организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение, несвоевременное проведение соответствующего ремонта, непринятие необходимых мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения неизбежно приведет к опасности возникновения аварии на ГТС. В соответствии с законодательством эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, которым предусмотрено, что при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. На органы местного самоуправления возложена организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание общественного порядка при их проведении; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, неосуществление ремонта ГТС, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также возможность причинения значительного ущерба имуществу. В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Веденяпинского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии действенных мер к постановке на учет в органе юстиции бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м., на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» и поставить на учет данное бесхозяйное имущество.

Прокурор заявление поддержал, сославшись на те же доводы, что изложены в заявлении. Просит обязать администрацию Веденяпинского сельсовета <адрес> осуществить действия по принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества: гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м., на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет».

Представитель администрации Веденяпинского сельсовета <адрес> ФИО3 с заявлением прокурора согласен, объяснив, что сегодня им в Нижнеломовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сданы документы о постановке на учёт бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м., в подтверждение чего представляет расписку.

Заслушав заключение прокурора, исследовав доказательства по делу, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» имеется узел гидротехнического сооружения на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м.

В настоящее время ГТС находится в удовлетворительном состоянии, потенциальной опасности не представляет, однако непринятие необходимых (в том числе финансовых) мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения неизбежно приведет к опасности возникновения аварии на ГТС.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Суд считает, что отсутствие собственника и организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение, несвоевременное проведение соответствующего ремонта, непринятие необходимых мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения может привести к опасности возникновения аварии на ГТС.

Согласно ст. 13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. № 237 утверждено «Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника». Пунктом 6 данного постановления предусмотрено, что при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

На органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ст. 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложено организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание общественного порядка при их проведении; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Уставом Веденяпинского сельсовета <адрес> администрация сельсовета в соответствии с действующим законодательством в порядке, установленном Комитетом местного самоуправления, решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью

Ст. 225 п.п. 1, 3 ГК РФ устанавливает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Администрация Веденяпинского сельсовета <адрес> в нарушение изложенных норм федерального законодательства не принимает действенных мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, ремонт ГТС не проводится, финансовые средства на обеспечение безопасности ГТС не выделяются, что создает угрозу жизни и здоровью людей, а также возможность причинения значительного ущерба имуществу.

Администрации Веденяпинского сельсовета необходимо осуществить мероприятия по принятию в муниципальную собственность данного гидротехнического сооружения.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

В связи с этим суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Веденяпинского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии действенных мер к постановке на учет в органе осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м.,на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» и обязать администрацию Веденяпинского сельсовета осуществить действия по принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества: гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м.,на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет».

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Веденяпинского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии действенных мер к постановке на учет в органе осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м.,на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» <адрес>

Обязать администрацию Веденяпинского сельсовета осуществить действия по принятию на учет, органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного имущества: гидротехнического сооружения - плотины на пруду в 120 метрах по направлению на восток от юго-западной окраины <адрес> объемом 0,068 млн. куб. м.,на территории муниципального образования «Веденяпинский сельсовет» <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Пензенский областной суд через районный суд.

                                   Судья - Кайшева Л.Н.