Приговор мирового судьи оставлен без изменения



Дело № 10-1(3)/2011

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4 марта 2011 года

р. п. Новые Бурасы

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего - судьи Чахоткина А. В. при ведущем протокол секретаре Бобровой Н. В., с участием государственного обвинителя - прокурора Новобурасского района Саратовской области Казакова А. А., законного представителя несовершеннолетних потерпевших Никитиной В. В., Никитина В. В. - Никитиной О. В., осужденного Григоряна Д. Г. и его защитника - адвоката Пустынникова А. К., представившего удостоверение № 1014 и ордер № 16,

рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе осужденного Григоряна Д. Г. на приговор мирового судьи судебного участка № 1 Новобурасского района Саратовской области от 18 января 2011 года уголовное дело в отношении

Григорян Д.Г., <данные изъяты> судимого <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 115, ч.1ст. 116 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Новобурасского района Саратовской области от 18 января 2011 года Григорян Д. Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч.2 ст.69 УК РФ окончательное наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения назначено в виде исправительных работ сроком на 8 месяцев с удержанием 5% из заработка в доход государства ежемесячно с отбыванием наказания в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание.

В апелляционной жалобе Григорян Д.Г. просит приговор мирового судьи отменить, указывая, что его вина не доказана.

Григорян Д.Г. и участвующий в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции защитник доводы жалобы полностью поддержали. Григорян Д.Г. пояснил, что несовершеннолетние потерпевшие его оговаривают. Утром 8 августа 2010 года у него был скандал с матерью потерпевших, которая часто и безосновательно его ревновала, а накануне мать ФИО9 советовала ей разойтись с ним. Григорян Д.Г. указал, что вечером 8 августа 2010 года у дома ФИО9 его не было, так как он ремонтировал автомобиль в другом месте на <адрес>, но это никто подтвердить не может. Григорян Д.Г. дав указанные пояснения, от дачи показаний суду апелляционной инстанции отказался.

Государственный обвинитель и законный представитель потерпевших ФИО9 возражали против удовлетворения жалобы, указывая на законность и обоснованность приговора мирового судьи, и несостоятельность доводов жалобы.

Выслушав выступления сторон, проверив доказательства, в том числе допросив свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции, а также показания которых исследовались мировым судьей, допросив эксперта, суд приходит следующим выводам.

Мировым судьей в приговоре сделан правильный вывод о том, что Григорян Д.Г. умышленно причинил легкий вред здоровью малолетней ФИО10, вызвавший кратковременное расстройство её здоровья, а также нанес побои, причинившие физическую боль, малолетнему ФИО10 при следующих обстоятельствах.

8 августа 2010 года в 21:30 на территории домовладения ФИО9, расположенного в <адрес> <адрес> <адрес>, Григорян Д.Г. на почве недовольства бездействием малолетних детей своей сожительницы ФИО9 - ФИО10 и ФИО10 умышленно нанес малолетней ФИО10 открытой ладонью правой руки пять ударов в область затылка, от последнего из которых она упала, ударившись о бетонную дорожку, и в результате умышленно нанесенных Григорян Д.Г. ударов потерпевшей ФИО10 была причинена закрытая черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга, расценивающуюся согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 5511 от 16 октября 2010 года как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья, гематома околокрестцовой области справа, осаднение и гематома правого локтевого сустава, расценивающиеся согласно вышеуказанному заключению как не причинившие вреда здоровью, а затем Григорян Д.Г. также умышленно нанес малолетнему ФИО10 пять вызвавших физическую боль ударов ладонью руки в область затылка, от последнего из которых ФИО10, ударившись о металлический уголок калитки, упал на бетонную дорожку, и в результате умышленно нанесенных Григорян Д.Г. ударов потерпевшему ФИО10 были причинены физическая боль, ушибы правой половины грудной клетки и левого бедра, расценивающиеся согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 5516 от 16 октября 2010 года как не причинившие вреда здоровью.

Вопреки доводам жалобы выводы мирового судьи о совершении Григорян Д.Г. преступлений обоснованы и подтверждены исследованными доказательствами.

При рассмотрении жалобы, также установлено, что вина Григорян Д.Г. в совершении преступлений при указанных выше обстоятельствах, полностью доказана и нашла своё подтверждение в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, что следует из анализа исследованных в судебном заседании доказательств.

Из показаний допрошенных судом в присутствии законного представителя и социального педагога ФИО11 несовершеннолетних потерпевших ФИО10 и ФИО10 следует, что 8 августа 2010 года в 21:30 на территории домовладения расположенного в <адрес> <адрес>, Григорян Д.Г. выразив свое недовольство тем, что дети ничего не делают, нанес пять ударов ладонью правой руки ФИО10 в область затылка, от которых она упала, ударившись локтем и спиной о бетонную дорожку, затем нанес пять ударов ладонью правой руки ФИО10, причинив ему физическую боль, от которых ФИО10, ударившись о металлический уголок калитки, также упал на бетонную дорожку. Потерпевшие указали, что от полученных ударов им было очень больно, они кричали, а Григорян Д.Г., после того как нанес удары и дети упали, убежал, увидев выбежавшую из сарая ФИО9, которая завела детей в дом и оказала им помощь. Через день ФИО9 доставил потерпевших в больницу, где их осмотрел врач. Потерпевшие также указали, что до нанесения им ударов Григорян Д.Г. у них не было каких-либо повреждений, после случившегося за ними ухаживала мать и до осмотра врачом они также не получали каких-либо повреждений.

Законный представитель несовершеннолетних потерпевших ФИО9, в судебном заседании также показала, что зафиксированные врачами повреждения у несовершеннолетних потерпевших, получены ими в результате действий Григорян Д.Г., который избил их, до случившегося у потерпевших никаких повреждений не было, и они получили их в результате противоправных действий Григорян Д.Г., избившего их. 8 августа 2010 года в 21:30 на территории домовладения ФИО9, расположенного в <адрес>, Григорян Д.Г. не мог видеть, что ФИО9 убирается в сарае, рядом с которым находились дети, они ему об этом также ничего не сказали. ФИО9 указала, что выбежала на крики детей, а Григорян Д.Г., избив детей и увидев её, убежал со двора и скрылся на автомобиле. Она подняла детей, которые плакали и жаловались на боль, у них были ссадины и ушибы. ФИО9 завела детей домой и оказала им помощь. Было уже поздно, кроме того ФИО9 опасалась Григорян Д.Г., поэтому в этот день никому не сообщила о случившемся. Григорян Д.Г. несколько раз возвращался к домовладению, пытался попасть в дом, угрожал, требуя, что бы его впустили и не заявляли на него в милицию. ФИО9 испугалась угроз о возможной расправе, но на следующей день здоровье ФИО10 стало ухудшаться, она жаловалась на боли в животе, тошноту, и через день после случившегося ФИО9 передала в милицию заявление и повезла детей на прием к врачу. В результате медиками было проведен осмотр потерпевших, а ФИО10 впоследствии проходила лечение в больнице в связи с сотрясением головного мозга.

Утверждения Григорян Д.Г. в объяснениях о том, что дети, а после допроса судом законного представителя, и ФИО9 его оговаривают, суд считает недостоверными.

Показания потерпевших последовательны и непротиворечивы, согласуются между собой, с другими доказательствами по делу. Социальный педагог указала, что несовершеннолетние ФИО10 и ФИО10 при допросе рассказывают о случившемся без какого-либо воздействия со стороны участников процесса, отвечают свободно, в меру своего понимания, полноценно развиты, умеют считать, полностью осознают содержание сообщаемых ими сведений.

Допрошенная судом ФИО12 рассказала, что она работает учителем начальных классов в средней школе рабочего поселка Новые Бурасы и с 1-го класса обучает ФИО9 Владимира, которого может охарактеризовать только с положительной стороны, как воспитанного, спокойного мальчика, не склонного ко лжи и фантазированию. Владимир не рассказывал о случившемся, в отношении происходящих в семье событий он замкнут и неразговорчив, о том, что ФИО9 Владимира и Владу в августе 2010 года избил сожитель их матери - Григорян Д.Г. ей сообщили коллеги по работе. Григорян Д.Г. в школе не появлялся, Владимира после занятий обычно забирает мать.

Свидетель ФИО13 при допросе в суде показала, что она работает учителем начальных классов в средней школе рабочего поселка Новые Бурасы. С 1-го класса обучает ФИО9 Владу, которую может охарактеризовать только с положительной стороны, как воспитанную, добросовестную девочку. О том, что в августе 2010 года Григорян Д.Г. избил ФИО9 Владу и Владимира, ей известно со слов их бабушки. Влада при поступлении в класс была замкнута, но спустя несколько месяцев стала активнее общаться со сверстниками, в общении со взрослыми ведет себя скованно. Влада - спокойная девочка, не склонна ко лжи, такого поведения у неё не наблюдалось.

Кроме того показания потерпевших полностью согласуются с другими доказательствами.

Как следует из показаний, свидетеля ФИО14 он проживает по соседству с домовладением, где живу ФИО9 и её дети, а на протяжении двух последних лет вместе с ними проживал Григорян Д.Г. 8 августа 2010 года в 21:30 он слышал как Григорян Д.Г. громко кричал во дворе дома на детей, затем выбежал со двора дома и уехал на машине. Позже он от ФИО9 и участкового узнал, что в тот вечер Григорян Д.Г. избил детей - Владу и Владимира.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 11 августа 2010 года (л. д. 11-13), в ходе осмотра домовладения ФИО9 <адрес> <адрес>, зафиксирована обстановка и расположение объектов и сооружений на местности, соответствующее показаниям потерпевших и их представителя.

Показания несовершеннолетних потерпевших проверялись на месте, что следует из протокола от 5 ноября 2010 года (л. д. 132-141), и в ходе проверки ФИО10 и ФИО10, показали, где они находились при нанесении им ударов Григорян Д.Г., подтвердили факт нанесения им поочередно каждому из потерпевших ударов в область затылка и обстоятельства, при которых данные действия имели место. Достоверность и правильность указанных в протоколе сведений подтверждается и показаниями допрошенного судом понятого ФИО15

Показания потерпевших о нанесении им ударов Григорян Д.Г. и получения ими повреждений связанных с этим действиями также проверялись как мировым судьей, так и судом при рассмотрении дела в судебном заседании.

Согласно заключению экспертизы № 5511 от 16 октября 2010 года у ФИО10 имелись: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и гематома околокрестцовой области справа, осаднение и гематома правого локтевого сустава, которые возникли от действия тупого твердого предмета. Закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга - могли образоваться не менее чем от одного травматического воздействия - причинили легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок не свыше 21 дня, а длительность лечения ФИО10 стоит в прямой причинной связи с нанесением ей повреждения. В связи с отсутствием в момент проведения экспертизы каких-либо повреждений на лице и волосистой части головы у ФИО10, ответить точно о механизме возникновения повреждения не представляется возможным. Гематома околокрестцовой области справа, осаднение и гематома правого локтевого сустава - могли образоваться не менее чем от 2-3 травматических воздействий, расцениваются как не причинившие вреда здоровью, и учитывая их локализацию могли возникнуть как от удара тупым твердым предметом, так и при падении и ударе о тупой твердый предмет.

Из заключения эксперта № 5516 от 16 октября 2010 года следует, что у ФИО10 каких-либо телесных повреждений на голове, туловище, конечностях на момент проведения освидетельствования, судебно-медицинской экспертизы и в представленных медицинских документах не имеется. Диагноз: ушибы правой половины грудной клетки, левого бедра, ушиб мягких тканей головы - во внимание при оценке степени тяжести вреда здоровью не принимался из-за отсутствия каких-либо реальных повреждений в данных областях (кровоподтеки, ссадины, припухлости и т.п.) указанный диагноз поставлен только на основании жалоб.

Вместе с тем, данные заключения следует оценивать в совокупности с показаниями допрошенного судом свидетеля ФИО16 и эксперта ФИО17

ФИО16 суду показала, что она работает в МУЗ «Новобурасская ЦРБ» врачом-рентгенологом. 10 августа 2010 года она находилась на дежурстве скорой помощи, к ней обратилась семья ФИО9 - ФИО9 и её дети Владимир и Влада. ФИО9 пояснила ей, что 8 августа 2010 года её сожитель Григорян Д.Г. избил детей. Осмотрев ФИО9 Владу, которая жаловалась на головную боль и боль в около крестцовой области, боль в правом локтевом суставе, было выявлено при пальпации теменной области также было больно, имелась гематома правого локтевого сустава. гематома и болезненность в области около крестцовой области справа, в связи с чем был поставлен диагноз закрытая черепно-мозговая травма, ушиб правого локтевого сустава справа и ушиб около крестцовой области справа. ФИО9 Влада была госпитализирована в хирургическое отделение для дальнейшего обследования и лечения. Также был осмотрен ФИО9 Владимир, у которого были жалобы на головную боль и боль в области левого бедра, имелись болезненность левой теменной области и левого бедра, чувствительность при пальпации правой половины грудной клетки. После осмотра ФИО9 Владимиру был поставлен диагноз: ушиб левого бедра, ушиб правой половины грудной клетки, ушиб мягких тканей головы.

Из показаний эксперта ФИО17, допрошенной в судебном заседании, следует, что 15 октября 2010 года ею проведены судебно-медицинские экспертизы ФИО9 Владимира и ФИО9 Влады, а 16 октября 2010 года вынесены заключения эксперта, согласно которым ФИО9 Владимир на момент освидетельствования видимых телесных повреждений не имел, а у ФИО9 Влады на момент осмотра имелась закрытая черепно-мозговая травма с сотрясением головного мозга. Механизм получения ими телесных повреждений, а именно, нанесение пяти ударов раскрытой ладонью правой руки в область затылка представляется наиболее вероятным, в связи с наличием кумулятивного эффекта сотрясения головного мозга. Эксперт ФИО17 также пояснила, что получение повреждений, на которые жаловались потерпевшие при осмотрах, не исключено при нанесении им ударов ладонью руки, а получение черепно-мозговой травмы ФИО10 исходя из характера этого повреждения также не исключается при ударах или последовавшем после этого падении, и возможно как от нанесения одного удара ладонью руки, так и нескольких вплоть до пяти ударов в область затылка. Эксперт уточнила, что однозначное определение механизма образования повреждений при проведении экспертиз в данном случае было затруднено, в связи с отсутствием при экспертном исследовании однозначных видимых следов травматических воздействии, однако при нанесении ударов ладонью руки даже с использованием значительной силы такого воздействия, внешние повреждения могли и не образовываться, что не исключает факт причинения болевых ощущений потерпевшим в результате таких действий, а также возможность обнаружения следов такого воздействий врачом проводившим осмотр 10 августа 2010 года.

Утверждения Григорян Д.Г. о том, что он детей не бил, а находился 8 августа 2010 года в 21:30 в другом месте, ничем не подтверждены и полностью опровергаются исследованными доказательствами, поэтому суд считает их недостоверными.

Оснований для оговора Григорян Д.Г. законным представителем, также не имеется, ФИО9 указывает, что уже после случившегося она лично примирилась с Григорян Д.Г., что подтверждается и показаниями допрошенного судом свидетеля ФИО18, из которых следует, что в сентябре 2010 года он по просьбе Григорян Д.Г. возил его и ФИО9 в <адрес>, где они гуляли по <адрес>, спокойно общались. Однако законный представитель потерпевших ФИО9 указывает, что Григорян Д.Г. пытался помириться, но в отношении избиения её детей она Григорян Д.Г. простить не может, так как это противоречит их интересам, поэтому после случившегося жить с ним не намерена, и такая позиция не связана с личностью Григорян Д.Г., так как она не могла бы простить и любого другого взрослого человека беспричинно избившего её детей.

Таким образом, исследование и оценка в совокупности доказательств, указывает на то, что Григорян Д.Г. раздраженный бездействием детей умышленно нанес пять ударов ладонью руки несовершеннолетней ФИО10 от которых она упала, в результате чего причинил легкий вред здоровью ФИО10, вызвавший кратковременное расстройство её здоровья, а также Григорян Д.Г. нанес пять ударов несовершеннолетнему ФИО10, от которых он упал, то есть нанес ФИО10 причинившие физическую боль побои.

Описанные последствия находятся в прямой причинно-следственной связи с умышленными действиями Григорян Д.Г. наносившего удары в голову несовершеннолетним.

Григорян Д.Г. понимал характер и значение таких действий и возможность наступления последствий вплоть до причинения вреда здоровью потерпевшей ФИО10, и умышленно наносил неоднократные удары потерпевшим в голову, до тех пор, пока они не падали под воздействием этих ударов.

Суд, считает, что ничем не мотивированные доводы Григорян Д.Г. о его оговоре потерпевшими безосновательны и недостоверны, и как и его несогласие с приговором мирового судьи, связаны только с его желанием избежать ответственности за совершенные преступления.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены или изменения приговора мирового судьи. Изучив представленные доказательства, мировой судья пришел к правильно выводу о виновности Григорян Д.Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ, - нанесении побоев, причинивших потерпевшему физическую боль, которые не повлекли последствий в виде причинения легкого вреда здоровью потерпевшего, вызвавшего кратковременное расстройство его здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Григорян Д.Г. вменяем и подлежит наказанию за совершенные преступления, а при назначении наказания мировым судьей были в полной мере учтены характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимого, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, приняты во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающих наказание, то есть ему было назначено справедливое наказание.

Руководствуясь статьями 380-382, 367, 368, 371 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Приговор мирового судьи судебного участка № 1 Новобурасского района Саратовской области от 18 января 2011 года, которым Григорян Д.Г.. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч.1 ст. 116 УК РФ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В течение десяти суток с момента вынесения апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 45 УПК РФ. Жалоба и представление приносятся через суд, вынесший обжалуемое постановление, подаются (адресуются) в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем он должен указать в своей кассационной жалобе, также осужденный вправе подать свои возражения на поданные жалобы или представления в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья

А. В. Чахоткин