Дело № 2-186(3)/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 ноября 2011 года р.п. Новые Бурасы Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Содомцевой М.В. при секретаре Каюшкиной Л.Н. с участием истицы Бочкаревой Л.А. и ее представителя Уголькова В.А. представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новобурасском районе Саратовской области Ефремовой М.П. (по доверенности от 13.01.2011 года № 09-11) рассмотрев гражданское дело по иску Бочкаревой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новобурасском районе Саратовской области о включении в специальный стаж периода работы с 02.09.1988 года по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней), в должности секретаря- заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ, о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности. установил: Истица Бочкарева Л.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Новобурасском о включении в специальный стаж периода работы с 02.09.1988 по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней), в должности секретаря- заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ, о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, мотивируя свои требования тем, что она 26.09.2011 года обратилась в УПФР в Новобурасском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением № 8 от 04.10.2011 года УПФР в Новобурасском районе отказано в назначении досрочной пенсии, исключив период работы с 02.09.1988 по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней) в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ. Считает, что действия ответчика нарушают ее право, гарантированное статьями 19 и 39 Конституции РФ, необоснованны и незаконны. Просит включить в стаж период работы с 02.09.1988 по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней) в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ, обязать УПФР в Новобурасском районе назначить пенсию с момента обращения, с 26.09. 2011 года. В судебном заседании истица Бочкарева Л.А. исковые требования поддержала и показала, что 26.09.2011 года она обратилась в УПФ РФ в Новобурасском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как имеет 25-летний стаж педагогической работы. Решением №8 от 04.10.2011 года УПФ РФ в Новобурасском районе ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из специального стажа исключен период в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ с 02.09.1988 по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней), зачтено в специальный стаж 22 года 1 месяц 2 дня. Считает решение комиссии незаконным, так как законом ей предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, она имеет педагогический стаж, установленные законом - 25 лет, период работы в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ должен быть засчитан в стаж педагогической деятельности, так как этой работе предшествовала педагогическая деятельность. Представитель ответчика УПФ РФ в Новобурасском районе Ефремова М.П. иск не признала, пояснив суду, что решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФ России в Новобурасском районе от 04.10.2011 года № 8 Бочкаревой Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой по старости в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как Бочкарева Л.А. имеет лишь 22 года 1 месяц 2 дня педагогического стажа из 25 лет, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 28Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный период работы с Бочкаревой Л.А. в должности секретаря заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ с 02.09.1988 г. по 08.08.1991 г. (2 года 11 месяцев 7 дней) не подлежит включению в педагогический стаж на том основании, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г № 781, не предусматривает должности секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. В Правилах, утвержденных названным Постановлением, также отсутствуют какие-либо условия о возможности включения в стаж, дающий право на пенсию по данному основанию периода работы в качестве секретаря- заведующего отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ. Не предусматривает включение периода работы в качестве секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ в стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516. В спорный период вопрос установления пенсий за выслугу лет педагогических работников регулировался постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и принятым в этой связи Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И. Согласно названных документов при исчислении стажа работы по специальности различаются: - работа, дающая право на пенсию по «Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет»; - работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. В Перечне должность секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи райкома ВЛКСМ не упомянута. Периоды выборной и другой ответственной работы в партийных, комсомольских органах, могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании Положения, при строго определенном условии, а именно, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 приходилось на работу, предусмотренную Перечнем, утвержденным этимпостановлением. Истица не выработала 16 лет 8 месяцев по Перечню, утвержденному постановлением № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, применительно к последующим правовым актам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления. Просит отказать Бочкаревой Л.А. в исковых требованиях полностью. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ст. 39 ч. 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части и 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Подпункт 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2011 года) предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Подпунктом "а" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 года (то есть в период работы истицы), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах. Кроме того, согласно требованиям пункта 4 Положения названный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Согласно п. 3.1 Инструктивного письма N 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении пп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положению граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1) 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости -предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28,30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года № 5280 в соответствии с котором расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 1 января 2002 года, по нормам ранее действующего законодательства. При этом Конституционный Суд не говорит о применении только законодательства Российской Федерации, а позволяет применять нормы, регулирующие пенсионные правоотношения, изданные во время существования СССР. Как установлено в судебном заседании, Казанкина Л.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, в 1992 году вступила в зарегистрированный брак, изменила фамилию на Бочкаревой Л.А., что подтверждается свидетельствами: о рождении и заключении брака ( л.д.27) В судебном заседании истица указала, что она 18 августа 1986 года была принята на работу учителем русского языка и литературы в Новобурасскую восьмилетнюю школу; освобождена от занимаемой должности 1 сентября 1988 года в связи с избранием в РК ВЛКСМ заведующей отделом учащейся молодежи, откуда была уволена 8 августа 1991 года в связи с переводом на работу в Новобурасскую восьмилетнюю школу. Новобурасская восьмилетняя школа 01.07.1998 года переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 р.п. Новые Бурасы», 15.04.2002 года переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», где она работает по настоящее время, что подтверждается сведениями из трудовой книжки (л.д.31-33), справкой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» ( л.д. 28). Из архивных документов (л.д. 11-13) усматривается, что в документах областного государственного учреждения «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» имеются следующие данные о трудовой деятельности Казанкиной Л.А.: постановлением бюро Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовской области от 11 августа 1988 года (протокол № 22, п. 10) Казанкина Л.А., 1965 года рождения, была утверждена секретарем - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовской области; постановлением пленума Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовский области от 3 декабря 1988 года (протокол № 5, п. 3) Казанкина Л.А, 1965 года рождения, была избрана секретарем-заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовской области; согласно ведомостям на выдачу заработной платы работникам Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовской области за 1988 - 1991 годы Казанкина Л.А. занимала должность секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ Саратовской области с 01 сентября 1988 года по август 1991 года, получала заработную плату, премии и иные выплаты. 26 сентября 2011 года Бочкарева Л.А. обратилась в УПФ РФ в Новобурасском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью (л.д. 29-30). Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Новобурасском районе от 4 октября 2011 года № 206, решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № 8 от 4 октября 2011 года (л.д. 14, 15) усматривается, что комиссией отказано о зачете в стаж Бочкаревой Л.А. период работы с 02.09.1988 г. по 08.08.1991 г. в Новобурасском райкоме ВЛКСМ в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи, так как включение этих периодов не предусмотрено ни Правилами от 29.10.2002 года № 781, ни Правилами от 11.07.2002 года № 561.Бочкарева Л.А. имеет 22 года 1 месяц 2 дня стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П. На основании изложенного, основываясь на положениях ранее действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что период работы Бочкаревой Л.А. в Новобурасском райкоме ВЛКСМ в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи может быть включен в стаж педагогической деятельности, так как на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Бочкарева Л.А. с учетом включенного судом периода работы имела более 2/3 стажа, от требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд, решил: Иск Бочкаревой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новобурасском районе Саратовской области о включении в специальный стаж периодов работы с 02.09.1988 года по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней), в должности секретаря- заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ, о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности удовлетворить. Включить в стаж педагогической деятельности Бочкаревой Л.А. период работы в должности секретаря- заведующей отделом учащейся молодежи Новобурасского райкома ВЛКСМ с 02.09.1988 года по 08.08.1991 года (2 года 11 месяцев 7 дней). Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новобурасском районе Саратовской области назначить Бочкаревой Л.А. пенсию с момента обращения, то есть с 26.09.2011 года, и выплачивать ее. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судьей в окончательной форме. Судья М.В. Содомцева