бездействия администрации МР по постановлке на учет бесхозяйного имущества (газопровода) признаны незаконными



Дело № 2-176(3)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2011 года                                                                           р.п. Новые Бурасы                                                                                                                                                                   

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Содомцевой М.В.

при секретаре Каюшкиной Л.Н.

с участием помощника прокурора Новобурасского района Савина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новобурасского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области.

                                                установил:

Прокурор Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новобурасского муниципального района по постановке на учет как бесхозяйного имущества газопроводов находящихся на территории Новобурасского муниципального района, а также об устранении допущенных нарушений путем обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных, и поставке их на баланс в администрацию Новобурасского муниципального района Саратовской области.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что газопроводные объекты фактически являются бесхозяйными, право собственности на них не оформлено, сведения по ним в Единый государственный реестр не внесены. Отсутствие собственника этих объектов и эксплуатирующей организации влечет неисполнение обязанностей, предусмотренных: Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 152-ЗСО «Об областных целевых программах» установлена подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». В рамках системы программных мероприятий в реализации подпрограммы предусматривается участие органов государственной власти области и органов местного самоуправления. При проведении инвентаризации объектов недвижимого имущества коммунального назначения, в том числе газораспределительных сетей, объектов электросетевого хозяйства, объектов газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, а также Федеральным Законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Новобурасского муниципального района Саратовской области.

Бездействие администрации Новобурасского муниципального района влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории Новобурасского района на бесперебойное получение услуг, по обеспечению коммунальными ресурсами жилых помещений, ненадлежащее исполнение администрацией Новобурасского муниципального района своих обязанностей может повлечь за собой срыв начала отопительного сезона, крайне негативные последствия, отражающиеся на сохранности и долговечности инженерных коммуникаций жилых домов.

В судебном заседании помощник прокурора Новобурасского района Савин А.А. заявленные требования поддержал, указав, что в нарушение норм действующего законодательства администрация Новобурасского муниципального района Саратовской области не предпринимает мер для постановки на учет бесхозяйного имущества - газопроводов, находящегося на территории Новобурасского района. Данные бездействия администрации нарушают права и законные интересы жителей района, так как бесхозяйное содержание газопровода приведет к его быстрому износу и разрушению, что повлечет нарушение либо полное прекращение поставки газа потребителям, создаст угрозу жизни и здоровью людей.

Представитель администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области по доверенности Андреева Ю.К. показала, что в настоящее время проводятся мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества и постановки его на учет, однако, из-за отсутствия финансирования оформить документацию на газопроводы и газорегуляторные пункты затруднительно.

Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные суду материалы, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

В соответствии с ч.3 ст. 50 вышеназванного Закона в собственности муниципальных районов могут находится имущество, предназначенное для электро-и газоснабжения поселений в границах муниципального района.

Газоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации газоснабжения населения в границах соответствующего муниципального района в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Как усматривается из п. 4 ст. 3 Устава Новобурасского муниципального района Саратовской области (л.д. 10-11) к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

Согласно реестру бесхозяйных газопроводов и газорегуляторных пунктов на территории Новобурасского района в статусе бесхозяйных находятся следующие сооружения и коммуникации: подземный газопровод низкого давления в р.п. Новые Бурасы от ГРП № 5 до пос. Северный 2, ул. Дорожная, протяженностью 0,1700 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления в р.п. Новые Бурасы от ГРП № 5 до пос. Северный 2, ул. Дорожная, протяженностью 0,0700 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод высокого давления в р.п. Новые Бурасы ООО «Вектор-2002», от РОВД до 22-х квартирного дома, протяженностью 0,6380 км, диаметром 89 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,0800 км, диаметром 40 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,8100 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,4300 км, диаметром 76 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,3010 км, диаметром 32 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,0600 км, диаметром 89 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,1540 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,3000 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод низкого давления, ст. Подснежная, переход под железной дорогой от ШРП к жилым домам ст. Подснежная, протяженностью 0,0800 км, диаметром 114 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, ввод к административному зданию (школа, библиотека, клуб), протяженностью 0,0430 км, диаметром 25 мм; подземный газопровод высокого давления с. Леляевка, ГПВД от ГРП к МТМ, протяженностью 0,6500 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,0860 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод высокого давления с. Новоалексеевка от места врезки до ГРП с. Новоалексеевка, протяженностью 0,1210 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод высокого давления с. Новоалексеевка от ГРП по с. Новоалексеевка, протяженностью 0,2760 км, диаметром 114 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод-ввод до ШРП ст. Подснежная, протяженностью 0,0050 км, диаметром 57 мм; подземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», подземный от ГРП до котельной МТМ с. Ириновка, протяженностью 0,2120 км, диаметром 89 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, с. Ириновка, КФХ «Вертянова» до котельной МТМ с. Ириновка протяженностью 0,1200 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», от места врезки в газопровод на с. Новоалексеевка до ШРП мельницы, протяженностью 0,1955 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод низкого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», с Новоалексеевка от ГРП до свинарника, протяженностью 0,4785 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,1000 км, диаметром 40 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,2320 км, диаметром 32 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,0400 км, диаметром 20 мм; подземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, от ГРП по с. Новоалексевка, протяженностью 0,2760 км, диаметром 110 мм;ГРП с. Голицыно, 1993 года, марка регулятора РДНК-400;ГРП № 2 с. Тепловка, 1986 года, марка регулятора РДГ-80Н.

Согласно справке финансового управления администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области от 03.10.2011 года № 189, бюджет района не может принять дополнительные бюджетные обязательства по финансированию расходов в текущем году по постановке на учет и регистрации прав на недвижимое имущество, как бесхозяйное.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области по постановке на учет бесхозяйных газопроводов, расположенных на территории Новобурасского района, так как организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения муниципального района как Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так и Уставом Новобурасского муниципального района, на территории района выявлено бесхозяйное имущество - газопроводы, которые должны содержаться в надлежащем состоянии органом местного самоуправления, в данный момент отсутствие собственника имущества не обеспечивает безопасность имущества, что создает угрозу жизни и здоровью людей при разрушении газопроводов, и загрязнения окружающей среды, а также повлечет нарушение прав жителей Новобурасского района на бесперебойное получение услуг по газоснабжению.

Суд, не может согласиться с доводами представителя администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете Новобурасского муниципального района необходимых для постановки на учет бесхозяйных объектов газопроводов, в связи с чем отсутствовала реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, так как в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании вышеприведенных норм закона бездействия администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области по неисполнению обязанностей возложенных на них законом и уставом по постановке указанных объектов газопроводов на учет в качестве бесхозяйных суд считает установленным.

Руководствуясь ст. 194-199, 254, 255-257 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора Новобурасского муниципального района Саратовской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействия администрации Новобурасского муниципального района по постановке на учет как бесхозяйного имущества газопроводов находящихся на территории Новобурасского муниципального района.

Обязать администрацию Новобурасского муниципального района Саратовской области обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных и поставить их на баланс в администрацию Новобурасского муниципального района Саратовской области: подземный газопровод низкого давления в р.п. Новые Бурасы от ГРП № 5 до пос. Северный 2, ул. Дорожная, протяженностью 0,1700 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления в р.п. Новые Бурасы от ГРП № 5 до пос. Северный 2, ул. Дорожная, протяженностью 0,0700 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод высокого давления в р.п. Новые Бурасы ООО «Вектор-2002», от РОВД до 22-х квартирного дома, протяженностью 0,6380 км, диаметром 89 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,0800 км, диаметром 40 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,8100 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,4300 км, диаметром 76 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод низкого давления по ст. Подснежная, протяженностью 0,3010 км, диаметром 32 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,0600 км, диаметром 89 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,1540 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,3000 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод низкого давления, ст. Подснежная, переход под железной дорогой от ШРП к жилым домам ст. Подснежная, протяженностью 0,0800 км, диаметром 114 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, ввод к административному зданию (школа, библиотека, клуб), протяженностью 0,0430 км, диаметром 25 мм; подземный газопровод высокого давления с. Леляевка, ГПВД от ГРП к МТМ, протяженностью 0,6500 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод низкого давления с. Леляевка, ГПНД по с. Леляевка, протяженностью 0,0860 км, диаметром 159 мм; подземный газопровод высокого давления с. Новоалексеевка от места врезки до ГРП с. Новоалексеевка, протяженностью 0,1210 км, диаметром 114 мм; подземный газопровод высокого давления с. Новоалексеевка от ГРП по с. Новоалексеевка, протяженностью 0,2760 км, диаметром 114 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, ст. Подснежная, надземный газопровод-ввод до ШРП ст. Подснежная, протяженностью 0,0050 км, диаметром 57 мм; подземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», подземный от ГРП до котельной МТМ с. Ириновка, протяженностью 0,2120 км, диаметром 89 мм; надземный газопровод-ввод низкого давления, с. Ириновка, КФХ «Вертянова» до котельной МТМ с. Ириновка протяженностью 0,1200 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», от места врезки в газопровод на с. Новоалексеевка до ШРП мельницы, протяженностью 0,1955 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод низкого давления, с. Новоалексеевка, КФХ «Вертянова», с Новоалексеевка от ГРП до свинарника, протяженностью 0,4785 км, диаметром 57 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,1000 км, диаметром 40 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,2320 км, диаметром 32 мм; надземный газопровод низкого давления на молокозавод, ст. Подснежная, протяженностью 0,0400 км, диаметром 20 мм; подземный газопровод высокого давления, с. Новоалексеевка, от ГРП по с. Новоалексевка, протяженностью 0,2760 км, диаметром 110 мм; ГРП с. Голицыно, 1993 года, марка регулятора РДНК-400; ГРП № 2 с. Тепловка, 1986 года, марка регулятора РДГ-80Н.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья                   М.В. Содомцева