об осуществлении муниципального замельного контроля



Дело № 2-105(3)/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 июня 2011 года

р. п. Новые Бурасы

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего - судьи Чахоткина А. В.,

при секретаре Голубевой Е. А.,

с участием представителя прокурора Новобурасского района Саратовской области Казакова А. А. - помощника прокурора Родионова А. Ю., представителя администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области - Садомовой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Новобурасского района Саратовской области в защиту интересов Российской Федерации об оспаривании бездействия администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области, выразившегося в не подготовке и не представлении в срок до 15 марта 2011 года в Министерство экономического развития Российской Федерации доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и эффективности такого контроля за 2010 год,

установил:

Прокурор Новобурасского района Саратовской области (далее прокурор) обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации об оспаривании бездействия администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года этого доклада в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте указанных администраций Новобурасского муниципального района Саратовской области в сети Интернет. Прокурор просил обязать администрации Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальных сайтах администраций в сети Интернет. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Новобурасского района Саратовской области проведены проверки соблюдения органами местного самоуправления - администрациями муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215) администрациями Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области в установленный срок доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не подготовлен, в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде не представлен. Кроме того, сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год не размещены на официальных сайтах администраций муниципальных образований в сети Интернет. Таким образом, бездействие администраций указанных муниципальных образований, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении его в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля. Кроме того, бездействие администрации муниципального образования, нарушает охраняемые частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

В судебном заседании помощник прокурора Новобурасского района Саратовской области Родионов А. Ю. требования, изложенные в заявлении, поддержал и просил признать незаконным бездействие администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальных сайтах администраций в сети Интернет, а также просил обязать администрации Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальных сайтах в сети Интернет.

Представитель органов, бездействия которых оспариваются, Садомова Е. В. требования прокурора признала. При этом пояснила, что администрациями муниципальных образований, интересы которых она представляет действительно до настоящего времени не были подготовлены и представлены в установленном порядке доклады об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год.

Суд, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства и материалы дела, приходит к выводу, что требования прокурора, подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 указанного Федерального закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 указанного Федерального закона ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215).

Согласно пунктам 2 и 3 указанных Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно приложения по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; г) проведение муниципального контроля; д) действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности муниципального контроля; ж) выводы и предложения по результатам муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен в приложении к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчет об осуществлении муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с пунктом 6 Правил доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчетным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде. Также согласно пункту 8 Правил сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 14 марта 2011 года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, определенные Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). Сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Пунктами 21 статьи 3 уставов каждого из муниципальных образований Новобурасского муниципального района (утвержденных решениями соответствующих Советов этих муниципальных образований) предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется местной администрацией.

В судебном заседании установлено, что администрациями Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области в нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года № 215) в срок до 15 марта 2011 года не представлен доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации и сведения, содержащиеся в докладе, не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет, данные нарушения имеют место до настоящего времени, что подтверждается направленными прокурору письмами глав вышеуказанных администраций и следует из объяснений представителя этих органов судебном заседании.

Таким образом, бездействием администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области нарушены интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Согласно статье 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации.

Суд, оценивая собранные по делу доказательства, считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что бездействиями администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области нарушаются права и интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, а совершенное бездействие является незаконным, так как противоречит изложенным в решении положениям вышеуказанных Федеральных законов.

Руководствуясь статьями 194-199, 254,255-257 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администраций Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации в сети Интернет.

Обязать администрации Аряшского, Белоярского, Динамовского, Елшанского, Лоховского, Малоозёрского, Новобурасского, Тепловского муниципальных образований Новобурасского муниципального района Саратовской области представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Саратовский областной суд в течение десяти дней.

Судья

А. В. Чахоткин