возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-73(3)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2011 года                                                                             р.п. Новые Бурасы                                                                                                                                                                   

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Содомцевой М.В.

при секретаре Каюшкиной Л.Н.

с участием помощника прокурора Новобурасского района Родионова А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новобурасского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с указанным выше заявлением. В обосновании заявления указал, что прокуратурой Новобурасского района Саратовской области на основании ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка соблюдения законодательства по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов на территории Лоховского муниципального образования. Как установлено в ходе проведенной проверки, вопросы местного значения администрацией Лоховского муниципального образования в полном объеме не выполняются, а именно:

- в нарушение ст.ст.1, 4, 5, 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.31 ППБ 01-03, входящие в состав Лоховского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Гремячка, с. Красная Речка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;

- в нарушение ст.ст.1, 4, 5, 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.90 ППБ 01-03, у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели;

- в нарушение ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования.

Просит признать незаконным бездействие администрации Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, обязать администрацию Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности в срок до 20 мая 2011 года.

В судебном заседании помощник прокурора Новобурасского района Родионов А.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, показав, что в 2010 году силами ОГПН по Новобурасскому району проводилась подобная проверка соблюдения законодательства по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов на территории Лоховского муниципального образования, в ходе которой выявлялись аналогичные нарушения. До настоящего времени нарушения не устранены. При этом следует учитывать скорое наступление пожароопасного периода на территории Новобурасского муниципального района, тогда как в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Представитель заинтересованного лица - администрации Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражения по заявленным требованиям не представил.

Суд, выслушав помощника прокурора Новобурасского района Родионова А.Ю., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 34 Федерального закона от 21 декабря 1994года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» гласит, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, что также отражено в ст. 3 Устава Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области (л.д. 9-11).

Статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности относит:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введены в действие с 30 июня 2003 года.

Пункт 31 ППБ 01-03 указывает, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Как усматривается из сведений о проведенной проверке администрации Лоховского МО (л.д. 6) в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- входящие в состав Лоховского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Гремячка, с. Красная Речка) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;

- у водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели,

- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и о признании незаконным бездействия администрации Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности, так как согласно Уставу Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения; в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности были выявлены множественные нарушения, влияющие на возникновение и распространение пожара, возможность его локализации и тушения, данные нарушения могут привести к причинению вреда жизни и здоровью жителей Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области, уничтожению и повреждению их имущества.

Руководствуясь ст. 194-199, 254, 255-257 ГПК РФ, суд

                                                    Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора Новобурасского муниципального района Саратовской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области по непринятию мер в сфере соблюдения действующего законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Лоховского муниципального образования Новобурасского муниципального района Саратовской области в срок до 20 мая 2011 года принять следующие меры по устранению нарушений действующего законодательства о пожарной безопасности:

- обеспечить пожарными мотопомпами для целей пожаротушения входящие в состав Лоховского муниципального образования сельские населенные пункты (с. Гремячка, с. Красная Речка);

- у водоемов, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели;

- разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Лоховского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья                     М.В. Содомцева