Дело № 2-05/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2011 года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В.,
представителя ответчика МП ЭМР «Байкитэнерго»
по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
при секретаре Земеровой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю в Эвенкийском муниципальном районе (далее – Роспотребнадзор) к муниципальному предприятию Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении предписаний об устранений нарушений санитарного законодательства в сфере защиты прав потребителей, и устранении указанных нарушений,
у с т а н о в и л:
Роспотребнадзор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному предприятию Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» (далее - МП ЭМР «Байкитэнерго»), мотивируя тем, что в целях устранения выявленных ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушений, предупреждения вредного возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ главным санитарным врачом Эвенкийского муниципального района ФИО3, было выдано предписание №/с об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной внеплановой проверки по контролю за исполнением указанного предписания было выявлено, что ряд нарушений ответчиком не устранен. Просил признать незаконным бездействие, выраженное в неисполнении предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №/с, а также обязать ответчика исполнить следующие пункты предписания: п. 1 - разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения; п. 2 - определить санитарно-защитную зону котельных, дизельных, электростанций, столярного цеха, цеха по переработке древесины; п. 3 – оснастить все функционирующие объекты питьевыми бочками с фонтанирующими насадками; п.7 – применить для внутренней отделки столярного цеха материалов, допускающих систематическую очистку, влажную и вакуумную, а при необходимости обезвреживание; п.10 – оснастить санитарные узлы электрополотенцами; п. 11 - использовать источники света в осветительной аппаратуре; п. 12 – оборудовать устройства для охлаждения (души, полудуши) в здании по ремонту автотранспорта; п.14 – оборудовать гардеробной для специальной одежды в здании столярного цеха и пилорамы; п. 20 – обеспечить рабочие места пользователей ПЭВМ подставками для ног. Кроме того, просил решение суда обратить к немедленному исполнению, мотивируя тем, что замедление исполнения решения может повлечь причинение значительного ущерба жизни и здоровью граждан.
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в использовании МП ЭМР «Байкитэнерго» находятся две питьевые водные скважины, которые ему не принадлежат. Водяная питьевая скважина, расположенная по адресу: <адрес> которая находится в собственности Администрации Эвенкийского муниципального района. Скважина передана в хозяйственное ведение от Департамента земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района Эвенкийского автономного округа по договору от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за муниципальным предприятием Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» имущества Эвенкийского муниципального района на праве хозяйственного ведения, согласно приложению № договора. Из находящихся в санитарной зоне объектов данному собственнику принадлежит только котельная №, находящаяся по адресу: <адрес> Водяная питьевая скважина, расположенная по адресу: <адрес>, находится на ответственной эксплуатации у МП ЭМР «Байкитэнерго» по договору ответственной эксплуатации с МУЗ «Байкитская районная больница №» ЭМР. Учредителем МУЗ «Байкитская районная больница №» является Администрация Эвенкийского муниципального района. Собственники остальных зданий и сооружений ответчику не известны. Просила привлечь в качестве соответчиков Администрацию Эвенкийского муниципального района и Администрацию с.Байкит, а также отказать истцу в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 19,5 КоАП РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, помимо прочих, полномочия по контролю и надзору за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
Пунктом 6 названного Положения предусмотрено право Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением а защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закона) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Каких либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, следовательно, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю в Эвенкийском муниципальном районе вправе обратиться в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Данное положение Конституции развиваются в ст. 8 Закона где указано, что граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания.
Согласно определения, данного в ст. 1 Закона, благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что МП ЭМР «Байкитэнерго» зарегистрировано в качество юридического лица и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № по Красноярскому краю, что подтверждается копией свидетельства о внесение в Единый государственный реестр юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 24 № (л.д. 53).
Согласно устава МП ЭМР «Байкитэнерго», утвержденного приказом Департамента земельно-имущественных отношений администрации Эвенкийского муниципального района Эвенкийского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №, основным видом деятельности ответчика в с. Байкит является выработка тепла, электроэнергии, обработка и производство пиломатериалов, ремонтно-строительных работ. Цель недропользования – добыча воды из скважин с целью выработки теплоэнергии, обеспечение производственных и хозяйственно-питьевых нужд предприятия, водоснабжение населения и организаций. Вода из скважин используется как теплоноситель, нагревается и подается в систему центрального отопления, а также для хозяйственных нужд предприятия. Из скважин осуществляется снабжение населения питьевой водой. (л.д. 54-60)
ДД.ММ.ГГГГ по результатам осуществления надзорных действий в отношении МП ЭМР «Байкитэнерго», в целях устранения выявленных нарушений санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также условий создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, главным санитарным врачом Эвенкийского муниципального района ФИО3, ответчику выдано предписание №/с об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за исполнение данного обязательства была возложена на МП ЭМР «Байкитэнерго» в лице директора.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю в Эвенкийском муниципальном районе - главного санитарного врача в Эвенкийском муниципальном районе ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания, проведена внеплановая проверка в отношении МП ЭМР «Байкитэнерго», предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/с. В ходе проверки обнаружено, невыполнение в установленный срок выданного предписания, что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
пункта 1. неисполнение п. 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в части разработки проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
пункта 2. неисполнение п. ДД.ММ.ГГГГ СанПин 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно -защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружения и иных объектов» изменения 1 к СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 СанПин 2.2.1/2.1.1.2361-08, в части определения санитарно - защитной зоны котельных, дизельных электростанций, столярного цеха, цеха по переработке древесины;
пункта 3. неисполнение п. 5.12 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» в части оснащения всех функционирующих объектов питьевыми бочками с фонтанирующими насадками;
пункта 7. неисполнение п. 4.18 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», в части применения для внутренней отделки столярного цеха материалов, допускающих систематическую очистку, влажную и вакуумную, а при необходимости обезвреживание.
пункта 10. неисполнение п. 5.7 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», в части оснащения санитарных узлов электрополотенцами;
пункта 11. неисполнение п. 10.7 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», в части использования источников света в осветительной арматуре.
пункта 12. неисполнение п. 5.11 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», в части оборудования устройств для охлаждения (души, полудуши) в здании по ремонту автотранспорта.
пункта 14. неисполнение п. 5.2 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», в части оборудования гардеробной для специальной одежды в здании столярного цеха и пилорамы.
пункта 20. неисполнение п. 10.5 СанПин 2.2.2./ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы», в части обеспечения рабочих мест пользователей ПЭВМ подставками для ног.
С данным актом директор МП ЭМР «Байкитэнерго» ФИО4 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Акт в установленном законе порядке не обжалован.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного мировым судьей судебного участка № в Эвенкийском районе от ДД.ММ.ГГГГ, МП ЭМР «Байкитэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Предприятие привлечено к административной ответственности за неисполнение требований предписания Роспотребнадзора №/с об устранении выявленных нарушений, в том числе и тех, которые указаны в исковом заявлении. До настоящего времени нарушения ответчиком не устранены.
Постановление предприятием до настоящего времени не обжаловано, оно вступило в законную силу, имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что предписание является властным актом государственного органа, возлагающим на заявителя обязанности совершить определенные действия в установленный срок, влечет юридически значимые последствия в виде возможности применения административным органом соответствующих мер ответственности, в том числе и мер гражданско-правового характера, суд полагает, что требования начальника отдела – главного государственного врача по Эвенкийскому муниципальному району соответствуют вынесенному предписанию, являются законными и основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежащим удовлетворению.
Согласно приложению № к договору от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за МП ЭМР «Байкитэнерго» имущества Эвенкийского муниципального района на праве хозяйственного ведения, в хозяйственное ведение от Департамента земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района Эвенкийского автономного округа предприятию, в том числе переданы, скважины № инв. № и № инв. №.
Следовательно, доводы представителя ответчика о том, что скважины преданы МП ЭМР «Байкитэнерго» на праве хозяйственного ведения, суд признает несостоятельными, поскольку, в силу ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При таких обстоятельствах, бремя ответственности за содержание указанного имущества лежит на предприятии.
Поскольку решение состоялось в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика, на основании ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Ходатайство ответчика об обращении решение суда к немедленному исполнению суд считает не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с санитарными правилами и установленными нормами, для устранения нарушений в части разработки проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, и определения санитарно-защитной зоны, котельных, дизельных, электростанций, столярного цеха, цеха по переработке древесины, необходимо проведение мероприятий, требующих значительного периода времени.
Кроме того, как установлено в судебном заседании вокруг водяных питьевых скважин находятся здания и сооружения, в том числе жилые постройки. Следовательно, устранить указанные нарушения без причинения значительного ущерба гражданам не возможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Красноярскому краю в Эвенкийском муниципальном удовлетворить.
Признать бездействие муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго», выраженное в неисполнении предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ №/с незаконным.
Обязать муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» исполнить следующие пункты предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №/с:
п. 1 - разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения;
п. 2 - определить санитарно-защитную зону котельных, дизельных, электростанций, столярного цеха, цеха по переработке древесины;
п. 3 – оснастить все функционирующие объекты питьевыми бочками с фонтанирующими насадками;
п.7 – применить для внутренней отделки столярного цеха материалы, допускающие систематическую очистку, влажную и вакуумную, а при необходимости обезвреживание;
п.10 – оснастить санитарные узлы электрополотенцами;
п. 11 - использовать источники света в осветительной аппаратуре;
п.12 – оборудовать устройства для охлаждения (души, полудуши) в здании по ремонту автотранспорта;
п.14 – оборудовать гардеробную для специальной одежды в здании столярного цеха и пилорамы;
п. 20 – обеспечить рабочие места пользователей ПЭВМ подставкой для ног.
Взыскать с муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Байкитэнерго» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней через Байкитский районный суд.
Председательствующий подпись В.В. Навгинова