РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
с. Баяндай 27 апреля 2011г.
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Урбаевой Т.А., при секретаре Шантановой И.Р., с участием истца Багдуевой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-87/2011 по иску Багдуевой Дины Логиновны о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Багдуева Д.Л. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что в течение 25 лет работала в образовательных учреждениях для детей на педагогических должностях, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако решением Отдела Пенсионного фонда РФ по Баяндаевскому району Номер обезличен от Дата обезличенаг. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, не были включены периоды ее работы:
- с 21 августа 1986г. по 12 октября 1986г. в должности методиста по библиотечному фонду в Баяндаевском районо;
- с 13 октября 1986г. по 31 августа 1988г. в должности учителя математики;
- с 01 сентября 1988г. по 18 февраля 1991г. в должности заведующей методкабинетом Баяндаевского районо;
- с 19 февраля 1991г. по 27 июня 1992г. в должности запасного учителя.
С данным решением истец не согласна, просит суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признать незаконным решение Отдела Пенсионного фонда РФ по Баяндаевскому району от Дата обезличенаг. Номер обезличен и обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды ее трудовой деятельности и назначить трудовую пенсию по старости со Дата обезличенаг.
В судебном разбирательстве истец поддержала заявленные требования по доводам содержащимся в нем.
Выслушав истца, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781.
В разделе «Наименование должностей» вышеназванного Списка должность методиста по библиотечному фонду, должность заведующей методкабинетом, должность запасного учителя не указана.
Вместе с тем постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства», действовавшего до 01 октября 1993г., были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В силу п.4 названного выше Перечня работникам просвещения работа в должности запасного учителя включалась в стаж работы по специальности.
Согласно п.1, п.4 вышеуказанного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывалась методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения такого вида пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Дата обезличенаг. Багдуева Д.Л. обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ по Баяндаевскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением названного учреждения от Дата обезличенаг. Багдуевой Д.Л. отказано в назначении пенсии. В специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не были включены периоды работы истца:
- с 21 августа 1986г. по 12 октября 1986г. в должности методиста по библиотечному фонду в Баяндаевском районо;
- с 13 октября 1986г. по 31 августа 1988г. в должности учителя математики;
- с 01 сентября 1988г. по 18 февраля 1991г. в должности заведующей методкабинетом Баяндаевского районо;
- с 19 февраля 1991г. по 27 июня 1992г. в должности запасного учителя.
Изучением книги приказов Баяндаевского районо за 1986г. установлено, что согласно приказу Номер обезличен от 30.06.1986г. истец была принята на должность методиста по библиотечному делу с 05.09.1986г.
С 13.10.1986г. Багдуева Д.Л. стала вести уроки математики в Баяндаевской средней школе, что подтверждается приказом Номер обезличен от 13.10.1986г. и записью в трудовой книжке. А с 01.09.1988г. истец переведена заведующей методическим кабинетом (приказ Номер обезличен от 30.08.1988г.)
18.02.1991г. Багдуева Д.Л. назначена запасным учителем (приказ Номер обезличен от 12.02.1991г.) Факт работы в должности запасного учителя подтверждается также тарификационным листком за 1991г., утвержденного заведующим Баяндаевским районо.
Из представленных письменных доказательств явствует, что, работая в должности как методиста, так и заведующего методкабинетом, истец одновременно осуществляла преподавательскую деятельность в Баяндаевской средней школе.
Таким образом, судом установлено, что Багдуева Д.Л. работала в период действия Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, в должности методиста и заведующей в методическом кабинете Баяндаевского районного отдела образования, в должности запасного учителя районного отдела образования, что полностью соответствует требованиям указанного Перечня и Положения.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. № 2-п, а также ряде его определений, ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, 55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.
Исходя из вышеизложенного и приведенной позиции Конституционного Суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Установленное обстоятельство, что, работая в районном отделе образования, истица осуществляла преподавательскую деятельность, не должно повлиять на включение данного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку наименование учреждений не определяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы в должности учителя. Характер трудовой деятельности истицы был подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для включения периода работы с 13 октября 1986г. по 31 августа 1988г. в специальный стаж. Данное обстоятельство подтверждается не только записью в трудовой книжке, приказом, но и показаниями свидетелей.
Так, свидетель В. суду показала, что с августа 1975г. по настоящее время работает учителем истории в Баяндаевской средней школе. Помнит, что Багдуева Д.Л. в 1986г., с начала нового учебного года, вела уроки математики в 6 «а» классе, классным руководителем которого была свидетель. Уроки математики вела до декретного отпуска. С июля 1987г. по сентябрь 1988г. истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Кроме этого, свидетель показала, что в 1991г. и в 1992г. истец замещала учителей математики, которые болели.
Свидетель Б суду показала, что в период с 1980г. по 1992г. она работа в Баяндаевском районо методистом, инспектором. С марта 1992г. переведена заместителем директора в Баяндаевскую среднюю школу, а с 1993г. работает в учителем русского языка в указанном образовательном учреждении. В тот период времени: 1986-1988 и 1991-1992 годы истец замещала учителей математики, будучи работая запасным учителем в районо. С апреля, мая 1992г. у истца была полная учебная нагрузка, вела уроки математики в старших классах.
Свидетель С. суду показала, что работает учителем математики в Баяндаевской средней школе с 1973г. по настоящее время. Помнит, что истец в 1991г. замещала ее, вела уроки математики, в связи с тем, что свидетель ухаживала за больным ребенком.
Указанные показания свидетелей, которые работали в Баяндаевской средней школе в оспариваемый период и работают по настоящее время, сомнений у суда не вызывают, так как их показания не противоречат другим доказательствам, подтверждают и дополняют их, основаны на объективных данных, соответствуют материалам дела, не противоречат утверждениям Багдуевой Д.Л..
Все исследованные доказательства согласуются между собой, противоречий не содержат. И потому судом оцениваются как допустимые и относимые к предмету спора.
При этом суд считает, что период отпуска истца по уходу за ребенком, родившегося 11 апреля 1987г., подлежит включению полностью в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в вышеуказанный период имел место после вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
С учетом приведенных обстоятельств период работы в вышеуказанных должностях подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Стаж педагогической деятельности Багдуевой Д.Л. на 02.03.2010г. составил 26 лет 6 месяцев 16 дней
Истица выработала не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В связи с этим требования истца подлежат удовлетворению. Однако, при этом стаж периода работы истицы в должности методиста и запасного учителя должен исчисляться соответственно с 05.09.1986г. по 12.10.1986г, с 18.02.1991г. по 27.06.1992г., поскольку суд принимает во внимание приказы Баяндаевского районного отдела образования Номер обезличен от 30.06.1986г. и Номер обезличен от 12.02.1991 г., согласно которым Багдуева Д.Л. работала в должности методиста с 05.09.1986г., а на должность запасного учителя назначена с 18.02.1991г.
Поскольку спорный период составляет менее 1/3 требуемого для назначения пенсии ( 5 лет 9 месяцев 22 дня) то он подлежит включению в специальный стаж работы истца.
Имеющиеся противоречия с записями в трудовой книжке не могут являться основанием для не включения указанного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Суд признает, что трудовая книжка является допустимым доказательством, и сделанные в трудовой книжке записи не влияют на содержание и смысл самого документа.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Багдуевой Дины Логиновны удовлетворить.
Признать за Багдуевой Диной Логиновной право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях».
Признать незаконным решение Отдела Пенсионного фонда по Баяндаевскому району от Дата обезличенаг. Номер обезличен в части отказа Багдуевой Дине Логиновне в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда (межрайонное) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области включить в стаж работы Багдуевой Дины Логиновны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды:
- с 05 сентября 1986г. по 12 октября 1986г. в должности методиста по библиотечному фонду в Баяндаевском районо;
- с 13 октября 1986г. по 31 августа 1988г. в должности учителя математики;
- с 01 сентября 1988г. по 18 февраля 1991г. в должности заведующей методкабинетом Баяндаевского районо;
- с 18 февраля 1991г. по 27 июня 1992г. в должности запасного учителя.
Обязать Управление Пенсионного фонда (межрайонное) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области назначить Багдуевой Дине Логиновне пенсию с Дата обезличенаг.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда (межрайонное) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области в пользу Багдуевой Дины Логиновны возврат государственной пошлины в размере 200 руб.
Ответчик вправе подать в Баяндаевский районный суд заявление об отмене принятого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.А. Урбаева