РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Баяндай 10 августа 2011 года Баяндаевский районный суд в составе председательствующего судьи Пузыревой Л.П., при секретаре Алсановой Г.Н., с участием заявителя прокурора-помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В., заинтересованного лица - администрации МО «Покровка» в лице главы Мешкова Т.В., действующего на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-199/11 по заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Покровка» по принятию мер в обеспечение реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», УСТАНОВИЛ: Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц населения муниципального образования «Покровка» о признании незаконным бездействия администрации названного МО по исполнению установленных требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выраженном в отсутствии ниже перечисленных мероприятий и возложении обязанности обеспечить предоставление муниципальных услуг органами местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», указав на следующее. Предусмотренные указанным законом правовые акты органами местного самоуправления муниципального образования не разработаны и не приняты, что влечет за собой нарушение законных прав граждан на получение соответствующих муниципальных услуг, равно как не выполнены иные требования закона, адресованные к исполнению соответствующему органу местного самоуправления. Так, не разработаны и не приняты порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; не размещен перечень муниципальных услуг на официальных сайтах органов, представляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных муниципальных услуг, а также в сети Интернет на едином портале государственных и муниципальных услуг; не приняты меры по организации создания и функционирования порталов муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления муниципального образования, не определены муниципальные служащие, ответственные за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре, не размещены на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение к ним доступа для копирования и заполнения в электронном виде. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Баяндаевского района Михайлова Г.В. заявленные требования уточнила, о чем представила письменное заявление за подписью прокурора, и просила суд признать незаконным бездействие администрации МО «Покровка» по исполнению установленных требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно по: 1) принятию правового акта в сфере реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; 2) принятию мер по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях); 3) определению муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре, с возложением обязанностей обеспечить предоставление муниципальных услуг в соответствии с требованиями закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель заинтересованного лица Мешков Т.В. с заявленными требованиями согласился, факт допущенного бездействия подтвердил. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему. В силу статьи 256 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении (часть 1). Учитывая нормативно установленный срок реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (ч. 3 ст. 29 данного закона), суд находит, что установленный срок обращения с заявлением в суд заявителем соблюден. О неисполнении установленных Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требований свидетельствует письменный ответ главы МО «Покровка» за № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющееся в материалах дела. Кроме того, данный факт представителем Мешковым Т.В. в судебном заседании подтверждается и не оспаривается. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон) определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов государственной власти, местного самоуправления. Во исполнение положений Закона Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" была одобрена Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет; утверждены Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), определены уполномоченные государственные органы. Правовой механизм реализации положений Закона предусматривает и принятие нормативно-правовых актов на уровне органов местного самоуправления. Так, в ч. 4 ст. 29 Закона предусмотрено, что в отношении реализации положений данного Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Однако, как установлено в судебном заседании, названный нормативно-правовой акт в нарушение изложенной правовой нормы не разработан и не принят в муниципальном образовании «Покровка». Незаконный характер носит и бездействие в форме непринятия мер по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях). Согласно ч. 1, 7 ст. 11 Закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг; формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. Реестр муниципальных услуг является составной частью Сводного реестра, что предусмотрено названным выше Постановлением Правительства РФ. Им же в общих правилах размещения сведений установлено, что формирование сведений об услугах (функциях) для размещения в сводном реестре осуществляют в т.ч. и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции). Постановлением Правительства Иркутской области от 24 января 2011 г. N 11-ПП "О реестре государственных услуг (функций) Иркутской области и портале государственных услуг Иркутской области" в п. 9 органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано принять меры по обеспечениюразмещения в Сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях). При этом ч. 3 ст. 29 Закона регламентировано, что предусмотренные данным Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугахдолжны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Из системного толкования вышеизложенных норм и, особо учитывая положения ст. 29 Закона, обладающего большей юридической силой, следует вывод об обязательном характере принятия мер по обеспечению размещения в Сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях) через его составную часть - реестр муниципальных услуг. Относительно бездействия по определению муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в сводном реестре суд приходит к аналогичному выводу об обязательном характере принятия данных мер ввиду нормативного требования о наличии и доступности сведений о муниципальных услугах в соответствующей форме к установленному сроку (ч. 3 ст. 29 Закона). Также в целях реализации положений Закона Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет"рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления определить из числа сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять информационное взаимодействие, а также из числа сотрудников органов местного самоуправления лиц, ответственных за размещение сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях) в сводном реестре, и организовать получение ими сертификатов ключей подписей и средств электронной цифровой подписи. Аналогичная норма закреплена и в Постановлении Правительства Иркутской области от 24 января 2011 г. N 11-ПП "О реестре государственных услуг (функций) Иркутской области и портале государственных услуг Иркутской области", где в п. 9 органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано в течение 20 дней со дня вступления в силу настоящего постановления определить из числа муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области лиц, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре, и организовать получение ими сертификатов ключей подписей и средств электронной цифровой подписи. Таким образом, допущенным бездействием нарушаются права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг, перечисленные в ст. 5 Закона. Исходя из положений ст.ст. 37, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) уполномочена на решение вопросов местного значения и на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, правовые акты местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов, учитывая при этом, что заявленные к исполнению меры не относятся к исключительной компетенции иных органов местного самоуправления, суд считает надлежащим требование о признании незаконным бездействия администрации МО «Покровка» и ее обязании устранить нарушения. Глава МО «Покровка» помимо фактических обстоятельств дела признает в целом заявленные требования. По смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом признания заявления по данной категории дел не исключается. В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание заявленных требований заинтересованным лицом заявлено добровольно, не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом интересы других лиц, последствия принятия заявления заинтересованному лицу понятны. У суда, принимая во внимание вышеизложенное нормативное регулирование в сфере организации предоставления муниципальных услуг, нет оснований для непринятия судом признания требований заинтересованным лицом. В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд оценивает заявленную к исполнению меру как адекватную и достаточную в целях устранения допущенного нарушения прав граждан, а срок исполнения с учетом характера дела, рекомендованных Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р сроков реализации этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод «до ДД.ММ.ГГГГ» - разумным. Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов. Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Однако, органы местного самоуправления по настоящему делу относятся к категориям лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины (пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ). Администрация муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 197-198, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации МО «Покровка» по принятию мер в обеспечение реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Покровка» по исполнению установленных требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно по: 1) принятию правового акта в сфере реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; 2) принятию мер по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях); 3) определению муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре. Обязать администрацию МО «Покровка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить предоставление муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно: 1) принять правовой акт в сфере реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; 2) принять меры по обеспечению размещения в сводном реестре сведений о муниципальных услугах (функциях); 3) определить муниципальных служащих, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах (функциях) в Сводном реестре. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Иркутский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья Л.П. Пузырева