РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Баяндай 16 ноября 2011г. Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Урбаевой Т.А., при секретаре Шантановой И.Р., с участием заместителя прокурора Баяндаевского района Сопходоева А.В., представителя ответчика- заведующей МДОУ Половинский детский сад Самодуровой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2011 по иску прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Половинский детский сад «Колосок» об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности, установил: Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Половинский детский сад «Колосок» об устранении нарушения требований о пожарной безопасности. В судебном заседании заместитель прокурора Баяндаевского района Сопходоев А.В. поддержал заявленные требования, в обоснование которых пояснил, что Отделом надзорной деятельности по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области совместно с прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МДОУ Половинский детский сад. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, устанавливающие требования пожарной безопасности в вышеуказанном дошкольном учреждении. Так, проверкой установлено, что в нарушение Правил устройства электроустановок, Правил пожарной безопасности 01-03 план эвакуации на случай возникновения пожара не соответствует ГОСТ; на осветительном приборе в общем коридоре отсутствует защитный плафон, предусмотренный конструкцией; на путях эвакуации запасного выхода расположены посторонние предметы; в здании корпуса соединение электрических проводов выполнено вскрутку, без специальной опрессовки, сварки, спайки; на отопительной печи в помещении кухни имеются сквозные прогары, повреждение огнезащитной обмазки; автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии; двери запасного эвакуационного выхода находятся в закрытом состоянии с внешней стороны, отсутствуют запоры на двери эвакуационного выхода, обеспечивающие возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. МДОУ Половинский детский сад является местом посещения и постоянного нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних детей. Нарушения правил пожарной безопасности при возникновении пожара ставят под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в указанном учреждении по различным причинам. По изложенным основаниям прокурор района просит обязать МДОУ Половинский детский сад «Колосок» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: Представитель ответчика, заведующая МДОУ Половинский детский сад «Колосок» Самодурова С.Б., исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что в ходе проведенной проверки в детском саду были выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. С результатами проверки ознакомлена, согласна. В настоящее время приняты меры по их устранению в полном объеме. Представитель третьего лица- администрация МО «Баяндаевский район», извещенный надлежащим образом о месте, дате, времени рассмотрения в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не известил. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Право на жизнь и здоровье является неотчуждаемым правом человека и защищается Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Согласно ч.2 ст.2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством.. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п. 4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Исковое заявление прокурора Баяндаевского района предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, посещающих здание МДОУ Половинский детский сад, периодически меняется, доступ в него не ограничен. В связи с чем, установить точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются, в настоящее время и будут нарушаться в будущем, невозможно. В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность- это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Статьей 2 вышеуказанного закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003г. за № 4838, которые установили требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 52 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы ( в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, двери) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов. Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Нарушение огнезащитных покрытий, строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться повторно (п.36 ППБ 01-03) Эксплуатацию электроустановок, электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике ( п.57 ППБ 01-03) Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности (п. 98 ППБ 01-03) Правилами устройства электроустановок, п.2.1.2.1, установлено что соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 6.2. «Системы стандартов безопасности труда, Системы фотолюменсцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (ГОСТ Р 12.2.143-2009), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2009г. № 260-ст, установлены требования к планам эвакуации. Согласно п.1.3. Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденных Госкомобразованием СССР 10 мая 1998г., ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители- директора, заведующие. В ходе судебного разбирательства установлено, что государственным инспектором Усть-Ордынского округа по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ в целях соблюдения законодательства о противопожарной безопасности проведена проверка в отношении МДОУ Половинский детский сад «Колосок». Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанным учреждением нарушаются права находящихся в здании детского сада лиц, гарантирующие охрану их здоровья, а именно не соблюдаются нормы и правила пожарной безопасности, что опасно для жизни людей. Так, в здании детского сада соединение проводов выполнено вскрутку, без специальной опрессовки, сварки, спайки, в связи с чем нарушен п.2.1.2.1. Правил устройства электроустановок; в нарушение п.52 Правил пожарной безопасности 01-03 на путях эвакуации запасного выхода расположены посторонние предметы; двери запасного эвакуационного выхода находятся в закрытом состоянии с внешней стороны, отсутствуют запоры на двери эвакуационного выхода, обеспечивающие возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; на осветительном приборе в общем коридоре отсутствует защитный плафон, предусмотренный конструкцией; на отопительной печи в помещении кухни имеются сквозные прогары, повреждение огнезащитной обмазки; автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии; план эвакуации на случай возникновения пожара не соответствует ГОСТ. Данный факт подтверждается информацией проверки Отдела надзорной деятельности по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Кроме письменных доказательств факт не соблюдения правил пожарной безопасности МДОУ Половинский детский сад подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, который суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ он проводил проверку территории и здания МДОУ Половинский детский сад «Колосок», в ходе которой выявлены указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности. Об их устранении орган пожарного надзора представитель детского сада не информировал. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, находящихся в здании детского сада, что опасно для жизни. Таким образом, заявленные требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. С учетом объема мер, необходимых для устранения нарушений, суд определяет ДД.ММ.ГГГГ, как разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено. В соответствии со ст.103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. Согласно требованиям ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, взыскивается в бюджет муниципального района. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворить в полном объеме. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Половинский детский сад «Колосок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: 1. план эвакуации привести в соответствие с требованием ГОСТ; Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Половинский детский сад «Колосок» государственную пошлину в размере 4 000( четырех тысяч) рублей в бюджет муниципального образования «Баяндаевский район». Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения с подачей кассационной жалобы через Баяндаевский районный суд. Судья Т.А.Урбаева