о признании права собственности на квартиру



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай               18 октября 2011 года

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,

при секретаре Ботогоевой Г.А.,

с участием истца Барнаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаковой Е.Г. о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Барнакова Е.Г. обратилась с исковым заявлением о признании за ней права собственности на квартиру.

В обоснование заявленного требования Барнакова Е.Г. указала, что она проживает с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>. Собственником квартиры является ликвидированный в установленном законом порядке колхоз <данные изъяты> При вселении в квартиру никаких правоустанавливающих документов выдано не было. В приватизации квартиры она не участвовала. На балансе администрации <данные изъяты> указанная квартира не состоит. На протяжении многих лет она добросовестно, открыто и непрерывно владеет указанной квартирой. Проводила капитальный ремонт, оплачивает счета за электроэнергию. Отсутствие правоустанавливающего документа препятствует ей в государственной регистрации права собственности на квартиру в ЕГРП.

В судебном заседании Барнакова Е.Г. заявленные требования и доводы иска поддержала.

           Ответчики - администрация МО «Баяндаевский район» и администрация МО «Покровка» надлежаще извещенные о дне и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия, возражений по заявленным требованиям не имеют.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие вышеуказанных ответчиков, что не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, свидетелей, и оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствие со ст. 131 ГК РФ право собственности истца на квартиру должно быть зарегистрировано в установленном порядке, однако в силу того, что никаких иных правоустанавливающих документов на квартиру не сохранилось, истец лишен возможности зарегистрировать свои права на жилое помещение.

Согласно ст.234 ч.1 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для обращения в суд с заявлением о признании права собственности в силу приобретательной давности. Возможность обращения в суд в таких случаях вытекает из ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

При приобретательной давности право собственности возникает из сложного юридического состава. Главным элементом этого состава является владение. При этом ст.234 ГК РФ описывает несколько характеризующих признаков владения, которые должны быть доказаны при признании права в порядке приобретательской давности.

В соответствии со ст. 234 ч. 1 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

    Согласно ст. 11 ФЗ от 30.11.94г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.

Право собственности на стороне давностного владения возникает впервые или помимо воли и независимо от прав предшествующего собственника. Для приобретения права собственности по давности владения необходимы следующие обязательные условия: 1) истечение установленного в законе срока давности владения (15 лет для недвижимости), при этом давностный владелец может присоединить ко времени своего владения время, в течение которого имуществом владел его предшественник, если его владение также удовлетворяло всем указанным в законе условиям и если к нынешнему владельцу имущество перешло в порядке общего или специального правопреемства. До истечения срока давностный владелец является беститульным владельцем; 2) давностный владелец должен владеть имуществом как своим собственным без оглядки на то, что у него есть собственник; 3) добросовестность владения, при которой владелец не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности. Однако, отсутствие правоустанавливающего документа само по себе еще не означает недобросовестности владельца; 4) владелец должен владеть имуществом открыто, то есть без утайки; 5) давностное владение, отвечающее всем перечисленным выше условиям, должно быть непрерывным, должны отсутствовать со стороны владельца действия, свидетельствующие о признании им обязанности вернуть вещь собственнику или предъявленные со стороны собственника иски о возврате имущества.

Право собственности на такое недвижимое имущество возникает у приобретшего его лица с момента государственной регистрации.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ право собственности на недвижимое имущество, возникающее в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

Возможность обращения в суд с заявлением о признании права собственности в данном случае вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. ГК РФ - в соответствии с основными началами гражданского законодательства (п.1 ст. 1) - не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права.

Как следует из справки администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , Барнакова Е.Г. проживает в квартире по адресу: <адрес> ( л.д.18,24).

Технические характеристики данного объекта определены кадастровым паспортом и техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленными ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты> (л.д.7,8).

Таким образом, истцом представлено доказательство, позволяющее индивидуализировать заявленное имущество, соответственно суд оценивает выбранный истцом способ защиты - признание права собственности - как соответствующий существу оспариваемого права.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (п.п.3,6) и принятым в целях его реализации Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991г. N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п.п.1,2), названный колхоз был реорганизован в одноименный СХПК.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МРИ ФНС России <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> был ликвидирован, о чем в реестр внесена соответствующая запись от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,11).

Статья 419 ГК РФ предусматривает, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

По данным администрации <данные изъяты> вышеуказанная квартира находилась в коллективной собственности колхоза <данные изъяты> в муниципальный жилищный фонд <данные изъяты> не передавалась, заявитель не обращалась с заявлением о приватизации жилья, указанная квартира не числится в Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Баяндаевский район», что подтверждается справкой администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.18).

По данным администрации МО <данные изъяты> жилищный фонд колхоза <данные изъяты> в ведение муниципального жилищного фонда Баяндаевского района не передавались, заявитель с заявлением о приватизации жилья не обращалась, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГгод администрации МО <данные изъяты>.

Об этом свидетельствуют объяснения истца Барнаковой Е.Г., что указанная квартира была выделена ее супругу Барнакову О.В. в ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо документы на квартиру не выдавались.

Согласно свидетельства о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ истец Барнакова Е.Г. приходится супругой Барнакову О.В.

          Согласно справки выданный главой администрации МО <данные изъяты> Барнакова Е.Г. проживала по день смерти с Б.О. и от совместной жизни имеют двоих детей: дочь Б.Р. ДД.ММ.ГГГГ рождения, и сына Б.А..ДД.ММ.ГГГГ рождения.

          По данным свидетельства о рождении серия , серия у Б.А. Б.А. и Б.Р. Б.Р. в графе отец значится «Б.О.», в графе мать значится «Барнакова Е.Г.. Дети Б.А. и Б.Р. на указанную квартиру не претендуют, о чем имеются письменные заявления пользу их матери Барнаковой Е.Г.

          Объяснения истца Барнаковой Е.Г. согласуются со свидетельскими показаниями Б.Е., Б.Р., Б.А., с учетом чего суд оценивает их, равно как и показания свидетелей, как объективные и признает их допустимыми доказательствами по делу.

В этой связи, суд оценивает заселение квартиры истцом правомерным, сложившиеся отношения между Барнаковой Е.Г. и колхозом квалифицирует как отношения социального найма жилого помещения.

Согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии , выданного Отделом по <адрес> управления службы ЗАГС <адрес> супруг истицы Б.О. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» Восточное отделение Баяндаевский участок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Барнакова Е.Г., оплачивает за потребленную электроэнергию по адресу: <адрес> не имеет задолженности (л.д.12).

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что истец Барнакова Е.Г. на протяжении более 15 лет, а именно 34 года, открыто, добросовестно, непрерывно владела и владеет по настоящее время спорным жилым помещением как своим собственным.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований, возражений.

Ответчик - администрация муниципального образования «Баяндаевский район», которая в силу закона является правопреемником соответствующих органов местного самоуправления, существовавших в период СССР - исполкомов, осуществлявших правомочия в отношении жилых помещений, расположенных в пределах муниципального образования и являющихся муниципальной собственностью, и которая в силу закона на сегодняшний день осуществляет данные правомочия, возражения по заявленным требованиям не представил.

Других лиц, которые могут претендовать на спорное жилое помещение, судом не установлено.

С учетом того, что истец открыто, добросовестно и непрерывно владеет квартирой по адресу: <адрес> уже более 15 лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, что не нарушает права и интересы других лиц, в соответствие со ст. 234 ч.3 ГК РФ суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и признать за Барнаковой Е.Г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>,в силу приобретательной давности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования Барнаковой Е.Г. о признании права собственности на квартиру - удовлетворить.

       Признать за Барнаковой Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

    Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Барнаковой Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения через Баяндаевский районный суд Иркутской области.

          Судья:           Л.Д.Цыренова