о признании незаконным бездействия АМО по неисполнению законодательства о БДД



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай            24 августа 2011 года

        Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе судьи Цыреновой Л.Д.,

при секретаре Ботогоевой Г.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования «Тургеневка» главы администрации С.В.Недосекиной, действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Тургеневка» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баяндаевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее администрация МО) «Тургеневка» по неисполнению законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проверки совместно с ОГИБДД при ОВД по Баяндаевскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в ходе которой установлено, что на территории МО «Тургеневка» соблюдение указанного законодательства на протяжении длительного времени остается на крайне низком уровне. Согласно перечня внутрипоселенческих дорог муниципального образования «Тургеневка», утвержденного постановлением главы поселения от 20 апреля 2011 года №14 к дорогам (улицам) местного значения относится в том числе ул. Школьная с. Тургеневка. Согласно акта комплексной проверки ул. Школьная с. Тургеневка от 02 августа 2011 года, выявлены следующие нарушения. В нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по ул. Школьная с. Тургеневка в неудовлетворительном состоянии находится гравийное покрытие, в связи с чем требуется ремонт и профилировка гравийного покрытия. Отсутствуют освещение улицы в темное время суток, тротуары и пешеходные дорожки. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Тургеневка» по неисполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения в полном объеме и обязать администрацию МО «Тургеневка» в срок до 01 марта 2012 года устранить вышеуказанные нарушения законодательства.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Баяндаевского района Михайлова Г.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и уточнила требования прокурора в части требований об установлении срока для устранения нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в срок до 01.03.2012года.

Представитель ответчика - глава администрации МО «Тургеневка» Недосекина С.В. согласна с уточненными требованиями прокурора, иск прокурора признала в полном объеме. Срок исполнения до 01.03.2012года считает разумным.

        Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Необеспечение указанной безопасности приводит к нарушению соответствующих прав граждан.

В силу ст. 5 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги местного значения, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Согласно п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные нормы закреплены в ст.13,15 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из содержания ч. 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющей, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах свей компетенции, самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, следует, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не является делегированным к исполнению государственным полномочием.

Таким образом, обязанность по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения в границах с. Тургеневка возложена на органы местного самоуправления МО «Тургеневка».

В соответствии с.ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из акта проверки автодороги от 02 августа 2011 года следует, что при проведении комплексного обследования улично-дорожной сети МО «Тургеневка» выявлены следующие недостатки по ул. Школьная: требуется ямочный ремонт гравийного покрытия, отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, отсутствует освещение улицы в темное время суток.

Суд, исходя из положений п. 1 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, что удостоверяется актами контрольных осмотров обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти, находит представленные акты проверки надлежащим доказательством.

Сведения по акту согласуются с показаниями государственного инспектора Хондоргоева Н.А., который суду пояснил, что комиссия в составе председателя и архитектора, а также с его участием был составлен акт по обследованию автомобильных дорог в с. Тургеневка по ул. Школьная и выявлены ряд нарушений. Считает, что устранение вышеуказанных недостатков требует значительного привлечения финансовых средств.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, а их отсутствие указывает на ненадлежащий характер состояния дорог.

Необходимость оборудования дорог вышеприведенными сооружениями определена «ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п.3.1.1.); предельные размеры отдельных посадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине- 60 см. и глубине - 5 см. ( п.3.1.2.).

Суд принимает доводы главы МО «Тургеневка» о том, что у них отсутствуют необходимые денежные средства для финансирования соответствующих мероприятий, поскольку не приведены доказательства об их изыскании.

Таким образом, бездействие исполнительно - распорядительных органов местного самоуправления МО «Тургеневка» суд считает доказанным.

В силу ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Данное положение отражено также ст.6 п. 1.5 Устава МО «Тургеневка».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и то, что указанные нарушения способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, создает угрозу здоровью и жизни жителей с. Тургеневка и иных лиц, находящихся в с. Тургеневка, суд считает заявленные требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Тургеневка» и об обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения - законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности администрации МО «Тургеневка» устранить допущенное нарушение.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суд, исходя из существа допущенных нарушений, принимая во внимание, что для ремонта дорог необходимы финансовые средства, находит разумным установить срок исполнения до 01 марта 2012 года.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ, так как в соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

В силу пп.19 п.1 ст. 333.36. государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиковот уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются (пп. 19 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Следовательно, администрация муниципального образования «Тургеневка» освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.з Уточненное заявление прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тургеневка» - удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Тургеневка» в части неисполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

3. Обязать администрацию муниципального образования «Тургеневка» Баяндаевского района Иркутской области в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения по ул. Школьная с. Тургеневка Баяндаевского района Иркутской области а именно:

- провести ремонт и профилировку гравийного покрытия;

- установить освещение в темное время суток;

- установить тротуары и пешеходные дорожки,

4. В бюджете муниципального образования «Тургеневка» Баяндаевского района Иркутской области предусмотреть денежные средства на безопасность дорожного движения.

5. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

       Судья:          Л.Д.Цыренова